ИНТЕРЕСЫ ГРАЖДАН — ПОД НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТОЙ
Вне зависимости от национальности, пола, возраста, профессии — все мы являемся потребителями. Мы чаще покупаем продукты питания, одежду, бытовую технику, пользуемся транспортом, телефонной связью или коммунальными услугами…...
Еще 15 марта 1961 года Президент США Джон Ф. Кеннеди в своем выступлении в Конгрессе сформулировал четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. Позднее к ним добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. В 1983 году день 15 марта был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей.
Механизм защиты прав потребителей в Узбекистане определён Законом «О защите прав потребителей», принятым 26 апреля 1996 года и дополнен изменениями в 2022 году. Всего Закон содержит 30 статей, которые регулируют отношения, возникающие между потребителями, изготовителями, продавцами и устанавливает права потребителей на приобретение товаров или услуг надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья, а также на получение государственной и общественной защиты потребителей.
— Защита прав потребителей в целом возложена на общественные организации – говорит председатель Федерации об- ществ защиты прав потребителей Республики Каракалпакстан Ахмет Урумбаев. — Все мы без исключения являемся потребителями. Бывает, что вас не устраивает качество товара услуг, возникают конфликты, которые вы не в силе разрешить. Что делать в этом случае?! Конечно же, обращаться в Федерацию обществ защиты прав потребителей Республики Каракалпакстан.
Сегодня в системе Федерации действуют 16 районных обществ и Нукусское городское общество. Численность членов Федерации по республике составляет более 40 тысяч граждан, активно участвующих, как в защите собственных прав, так и прав других граждан. За отчетный период с 2016 по 2021 год к нам обратились более 775 граждан, чьи потребительские права были нарушены. Эти обращения были изучены путём мониторинга, и после нашего вмешательства в пользу потребителей было возмещено более 900 миллионов сумов. Некоторые граждане получили квалифицированную юридическую помощь.
Одна из главных задач Федерации обществ защиты прав потребителей республики – донести до каждого, в том числе и юных граждан республики, информацию о действующей в этой сфере нормативно-правовой базе, и научить ею пользоваться. Анализ показал, что много нарушений прав потребителей — в торговом секторе. В основном, это конфликты, возникающие при покупке продовольственных и непродовольственных товаров. К примеру, при покупке товара покупатель не требует у продавца гарантию на приобретаемый товар или чек, соответственно, продавец пользуется этим. Бывает, что после приобретения товара потребитель обнаруживает дефект и идёт обратно на место покупки, а продавец в большинстве случаев отказывается принять обратно товар или возвращать деньги потребителю. Между покупателем и продавцом возникает конфликт. И тогда покупатель обращается к нам, и наши сотрудники изучают заявления на месте.
После нашего вмешательства и разъяснения Закона «О защите прав потребителей» продавец соглашается заменить товар или вернуть деньги потребителю и это решает ситуацию в пользу потребителей.
— Нам, как ННО, всячески оказывает поддержку руководство Жокаргы Кенеса и Совета Министров республики, — продолжает свой рассказ А.Урумбаев. — В тесном контакте работаем с министерствами, ведом-
ствами и правоохранительными органами.
Проводимые нами пропаганда действующих норм законодательства, мониторинги и социологические опросы благотворно влияют на надлежащее качество и безопасность потребительских товаров. Изучение рынков услуг — это то, чему мы уделяем особое внимание.
Чтобы, как можно меньше нарушались наши потребительские права, необходимо каждому из нас быть более внимательными в приобретении тех или иных товаров. Такого внимания требуется и тогда, когда мы пользуемся теми или иными услугами.
Мы можем отстоять свои права. Будьте активнее, не стесняйтесь их отстаивать в любых обстоятельствах. Обращайтесь к нам в Федерацию обществ защиты прав потребителей Республики Каракалпакстан, и мы поможем вам.
Телефоны доверия Федерации: (95) 601-10-91, (95) 605-10-91.
В заключение хочется сказать, что 15 марта – это Всемирный день защиты прав потребителей: хороший повод еще раз напомнить, что мы — потребители должны не только знать, но и уметь защищать свои права.
Записала М.ТУРАЕВА