Еркин Қарақалпақстан Вести Каракалпакстана 18:45:03, 20.09.2024
Хош келипсиз! | RSS
Сайт мазмуны

Кириў усылы

КИТАЙСКАЯ ОПЕРА  НА АВТОТРАФАРЕТАХ М.КУРЗИНА

На днях в Государственном музее искусств  Республики  Каракалпакстан  им.И.В.Савицкого состоялась выставка графических работ  узбекского художника М.Курзина.

Его творческая деятельность в Узбекистане приходится на  1920-1950-е годы. М.И.Курзин человек тяжелой судьбы и большого таланта, оставивший после себя немалое наследие, которое находится в музеях и частных коллекциях. В частности, в нукусском музее хранится большое количество живописи и графики. Большой интерес среди них вызывает  серия работ под названием «Китайский театр. Пекин» (в фондах музея  26 листов), которая не раз экспонировалась в музее, и вот очередной показ с новым осмыслением.

М.И.Курзин (1887-1957) — один из ведущих  художников Узбекистана. Родился в Шадринске на Урале. Учился изобразительному искусству в Москве,  в Санкт-Петербурге.  В 1919  году М.И. Курзин побывал в Китае. По возвращению из Китая, предположительно в 1920 году в Москве художник сделал серию листов в технике пошуар (автотрафарет), в которых отразились впечатления от китайского традиционного театра  или как его еще называют  китайской оперой. Такая техника является видом тиражной графики, что объясняет повторяемость сюжетов и образов.

Выбор техники пошуар объясняется значительным влиянием общей стилистики русского авангарда  начала ХХ века на творчество М.И.Курзина, когда большую роль играло народное искусство: русский лубок и китайские народные картинки были очень популярные среди русских художников. Стилистика китайской народной картинки нашла отражение в листах М.И.Курзина.

Пекинская опера — сценическое искусство, которое объединяет элементы пения, музыки, танца, пантомимы и боевых искусств. В пекинской опере актеры имеют точно установленные амплуа с характерными костюмами и гримом.  К изучению сцен  в работах М.Курзина  была привлечена специалист по культуре и искусству Китая М.Л. Меньшикова (Государственный Эрмитаж), которая считает, что на листах изображен вариант драмы «Великое жертвоприношение».

Взглянуть на  графические листы по-новому и открыть выставку были приглашены сотрудники Каракалпакского отделения  Академии художеств Узбекистана, каракалпакские художники и молодежь республики. На открытии директор музея отметил, что очень важно  присутствие на выставке как молодых людей, так и профессиональных художников, делящиеся  секретами мастерства.

— Выставки в Музее искусств — это всегда открытие, — говорит художник Ж.Лепесов. — Богатая коллекция   показывает  разные  направления, индивидуальные стили художников,  что является всегда хорошей школой для изучения молодежью  истории искусства. А выставка столь талантливого художника как М.Курзин, демонстрирует многообразие  изобразительных средств, сегодня — это техника автотрафарета.

Примитивные  образы актеров в ярких одеждах в работах «Главная героиня», «Любовник», «Мерзавец» и других сценах из пьесы вызвали живой интерес среди присутствующих, особенно среди молодежи,  которая учится мастерству на  примерах известных художников.

И.ПЕТРУШИНА

Излеў

Көп оқылған мақалалар

Сыбайлас сайтлар

Қарақалпақстан Республикасы Жоқарғы Кеңеси ҳәм Министрлер Кеңесиниң газеталары.
Қарақалпақстан баспасөз ҳәм хабар агентлигинде 2007-жыл 7-февральда дизимге алынған. Гүўалық № 01-001
Developed by TUIT NF