Еркин Қарақалпақстан Вести Каракалпакстана 18:36:52, 20.09.2024
Хош келипсиз! | RSS
Сайт мазмуны

Кириў усылы

ЛЕГЕНДА О ГУЛЬДУРСУН

Начиная еще с древних времен, наша культура пролегала на границе между двух миров, правильнее сказать, что с одной стороны простиралась оседло земледельческая, и с другой стороны кочево-скотоводческая культуры.

И между ними составные отношения в виде мирных торгово-экономических связей, а с другой стороны связанные с различными военными и захватническо-разорительными походами.

Южное Приаралье и в этом аспекте Правобережный к Амударье Хорезм, считался одним из главных регионов становления тюркских объединении, способствуя оседанию кочевых племен, появилась возможность смешаться и превратиться в огромную народность со своеобразной культурой. И именно с тех пор наша земля смогла сохранить до наших дней великолепные памятники — города и поселения, каналы и величественные руины с древней историей.

Одним из таких величественных и древних памятников, о котором мы хотим вести речь — Большой Гульдурсун.

Остатки крепостных стен, хорошо сохраненные башни и вид на целые ряды еще не раскопанных холмов, невольно притягивают взгляд посетителей. Ступая на территорию развалин и соприкасаясь с лежащими под ногами остатками заброшенной керамики ощущаешь, что на этом месте когда-то была развитая цивилизация со свойственной для античной Средней Азии, культурой. Вглядываясь в очертания развалин внутри крепостных стен, можно понять, что здесь существовали улицы, кварталы. Глубокие очертания стрелковых бойниц, из которых вели огонь оборонявшие город лучники, еще хранят в себе исторические сведения о сражениях, захватах, политических и экономических изменениях в судьбах не только людей, живших здесь, но и целого народа обитавших издревле на берегу великой реки Амударьи.

Несмотря на то что город оставлен его жителями, или вернее сказать уничтожен еще монголами в 1220-е годы (информации о последних днях существования города взяты из раскопанных культурных слоев и нумизматических материалов), легенда о защитниках продолжает бытовать и поныне, передаваясь из поколения в поколение как урок любви и предательства.

Местные старожилы, интерпретируя легенду не забывают упомянуть о том, что город когда-то назывался «Гюлистан» — «Цветник роз». По преданию, это был богатый город с цветущей, изобилующий водой округой. Городом правил старый падишах, имевший красавицу  — дочь по имени Гульдурсун. И счастливый город постигала беда: из пустыни пришли полчища калмыков, разрушая все на своем пути. Калмыки опустошили цветущие поля и сады и плотным кольцом охватили город. Мужественно оборонялись жители, и враги были не в силах преодолеть их сопротивление. Прошли месяцы, и на помощь завоевателям пришли еще более страшный враг  — голод. Иссякли запасы. Люди умирали на улицах. Созывая совет вельмож и полководцев, было решено использовать хитрое средство спасения. Горожане накормили досыта оставшуюся скотину просом и выпустили из городских ворот. Осаждавшие и изморенные голодом калмыки за многомесячную осаду съели всё, что можно было съесть, и в лагере их начали подумывать о неизбежности снятия осады. Поймав и зарезав скотину, они  увидели, что желудок его набит отборным пшеничным зерном, пришли в смятение: «Если они скотину так кормят, какие же еще у них запасы!  — кричали воины  — осада безнадежна, город неприступен, надо уходить, пока мы не умерли голода». Так решили военачальники калмыков, и в лагере начались сборы в обратный поход. Но иначе решила дочь падишаха — Гульдурсун. Много месяцев наблюдала она со стен за предводителем калмыков, молодым красавцем, смелым витязем-сыном калмыцкого царя. В сердце ее вспыхнула неудержимая страсть к предводителю врагов ее народа. И когда увидела она, что хитрость осажденных удалось, и калмыки начали сворачивать свои юрты, с преданной служанкой послала она калмыцкому воеводе письмо, где описала свою страсть к нему и выдала тайну гюлистанцев «Подожди еще один день, — писала она,  — и ты увидишь сам, что город сдастся». Калмыки поверив ее словам остались ожидать участи города. И вскоре умирающие от голода горожане были вынуждены сдастся и открыть ворота. Город был разграблен и сожжен, жители частью перебиты, частью уведены в рабство. Предательницу Гульдурсун привели к предводителю войск. Он взглянул на нее и сказал: «Если она из-за недостойной страсти к врагу своей родины предала свой народ и своего отца, как же она может поступить со мною, если она, когда ни будь найдет новую любовь? И тогда калмыки решили казнить ее казнью кочевников, привязав к хвостам сорока диких лошадей и погнали в пустыню. Разорвали кони тело Гульдурсун на сорок частей и рассеяли его по полям. И с тех пор стали звать городом Гульдурсун. А чтобы память о предательстве не забывалась, построили город и назвали его Кырккыз, руины которого до сих пор высятся в пустыне Кызыл кумов.

Название Большой Гульдурсун, памятник археологии приобрел по причине того, что буквально рядом, в нескольких километрах западнее был расположен средневековый археологический памятник название, которому местные люди дали Малый Гульдурсун. По причине очень близкого расположения памятников друг к другу — оба носят название Гульдурсун. К великому сожалению, Малый Гульдурсун был полностью разрушен временем и людскими руками еще в 80-х годах двадцатого столетия.

Большой Гульдурсун расположен в 35 км восточнее от районного центра Бустон (Элликкалинского района) и в 20 км к востоку от Берунийского района. Памятник впервые был обследован в 1937 году Я.Г.Гулямовым, где работы продолжались вплоть до 1940 года. Затем, после значительного перерыва Большой Гульдурсун был тщательно обследован и подвергнут археологическим раскопкам сотрудниками отдела археологии Государственного музея искусств им.И.В.Савицкого в 1987 по 1995 годы. В последствии были опубликован ряд научных статей и отдельный труд.

Памятник является одним из крупных пограничных крепостей Древнего Хорезмского государства IV-Iвв до н.э., I-VIII вв. н.э. и IX-XIV вв. н.э. Внешние стены построены на основе запустевшей античной крепости, завоеванной арабскими войсками. В плане она представляет собой прямоугольную форму общей площадью 350х230 м. строго ориентированный углами по сторонам света. По середине юго-восточной стены расположены сохранившиеся средневековые ворота, полуовальной формы.

Ранние античные стены выстроены из сырцовых кирпичей размерами 40х40х10-11 см, сложенные на нижних пахсовых (глинянных) блоках. Стены сохранились на высоту до 15 м. Внутренняя часть стен являются средневековыми состоящими из кирпичей размером 24х24х5 см и прикреплена вплотную к античным стенам. При перестройке крепости в хорезмшахское время внутренняя часть стен античной стрелковой галереи была снесена. В настоящее время внутренняя часть античных стен сохранили следы стрелковых бойниц, расположенных в два ряда в шахматном порядке. Местами в пахсовой стене сохранились и видны забутованные, расположенные на большой высоте — арочные проходы.

Оборонительная фортификация крепости была усилена постройкой предстенного барьера со вторым рядом выносных башен, фланкирующих подступ к стене, и по этой причине образуют так называемое «предвратное сооружение» по всему диаметру полуциркульных (полуовальным) в плане. Раскопы и исследования показали, что крепость играла чисто стратегическую роль и имела важное значение в обороне головных сооружении древнего оросительного канала Гаухаре.

При исследовании памятника во внутренней части был вырыт глубокий шурф глубиною до 14 метров. Анализ и выявленные материалы показали, что внутренняя часть памятника интенсивно обживалась во все времена его существования.

Памятник очень интересен в архитектурном плане. Во внутренней восточной стене великолепно сохранилась «каптар хана» (помещение для содержания голубей). В научной литературе многократно известно о подобных «голубятнях» на некоторых средневековых памятниках на этой территории. А также, эти сведения дают основания предполагать, что почтовые голуби использовались для поддержания связей между крепостями, городами и отдельными регионами. По этой причине не случайность, что для содержания голубей отводилось специальное помещение, состоящее из специальных ниш, углубленные в несколько рядов, устроенных между стрелковой галереей восточной стены.

Не меньший интерес в архитектурном и материальном плане представляют его восточные и южные угловые башни, которые использовались в средние века в качестве складских помещении для хранения семян хлопка. Для надлежащего сохранения семян на полу использовались специальные «отдушины» — вентиляционные отверстия на полу, которые могли активно проветривать хранившиеся семена. В одном из таких помещений, под грудой хорошо сохранившихся семян был обнаружен поливной кувшин с кладом медных монет идеального сохрана с именем Мухаммеда Хорезмшаха II, и на них четкие даты периода 1220-1221 годов. Скорее всего нашествие монгольских войск на крепость, позволило хозяину клада на некоторое время использовать груду семян в качестве схрона для своего богатства.

Практически после данного завоевания крепость прекратила свое существование. И вместе с ним прекратила орошать древние и средневековые земли и канал Гаухаре. Кстати, единственный канал на территории правобережной части Амударьи сохранивший свое было название.

Памятник сегодня очень удобен для посещения туристами, и представляется собой уникальный образец античной архитектуры.

О.Доспанов,

заведующий отделом археологии Государственного музея искусств

Республики Каракалпакстан имени Савицкого.

Излеў

Көп оқылған мақалалар

Сыбайлас сайтлар

Қарақалпақстан Республикасы Жоқарғы Кеңеси ҳәм Министрлер Кеңесиниң газеталары.
Қарақалпақстан баспасөз ҳәм хабар агентлигинде 2007-жыл 7-февральда дизимге алынған. Гүўалық № 01-001
Developed by TUIT NF