ОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом Республики Узбекистан, законами и иными нормативными актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
В законодательстве Республики Узбекистан о труде встречаются различные термины, касающиеся трудовых правоотношений. Термин «прекращение трудового договора» означает прекращение трудовых правоотношений по всем основаниям, предусмотренным трудовым законодательством (по соглашению сторон трудового договора, по инициативе одной сторон, по обстоятельствам, не зависящих от воли сторон). Термин «расторжение трудового договора» включает в себя прекращение трудовых правоотношений по инициативе одной из сторон трудового договора.
Основаниями прекращения трудового договора могут быть самые различные юридические факты, зависящие и от работника, и от работодателя, а иногда и от лиц, которые не являются стороной трудового договора. Основания прекращения трудового договора предусмотрены в статье 97 Трудового кодекса Республики Узбекистан.
Также их можно классифицировать по нескольким критериям:
- Основания по видам юридических фактов делятся на события и действия. К событиям относятся, например, истечение срока трудового договора (105 ст. ТК РУз.), смерть работника либо работодателя — физического лица (106 ст. ТК РУз.), наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений.
К действиям можно отнести следующее: отказ работника от продолжения работы или от перевода, нарушение установленных законом правил заключения трудового договора, инициатива работника на прекращение трудового договора, ликвидация организации или прекращение деятельности работодателя — физического лица, сокращение численности или штата работников, признание работника несоответствующим занимаемой должности или выполняемой работе, смена собственника имущества организации, совершение работником виновных проступков, призыв работника на военную службу, восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, неизбрание на должность, осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, признание работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением, признание судом работника либо работодателя умершим либо безвестно отсутствующим и др.
- По волеизъявлению сторон основания прекращения трудового договора можно разделить на следующие группы: а) по соглашению сторон; б) по инициативе работника; в) по инициативе работодателя;
По законодательству Республики Узбекистан трудовой договор может быть прекращен:
1) по соглашению сторон. По этому основанию могут быть прекращены все виды трудового договора в любое время;
2) по инициативе одной из сторон;
3) по истечении срока;
4) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон;
5) по основаниям, предусмотренным в трудовом договоре. Условие о прекращении трудовых отношений может быть предусмотрено в трудовом договоре, заключенном работодателем с руководителем предприятия, его заместителями, главным бухгалтером, а при отсутствии на предприятии должности главного бухгалтера — с работником, осуществляющим функции главного бухгалтера и в иных случаях, когда это допускается законом;
6) в связи с неизбранием (непрохождением по конкурсу) на новый срок либо отказом от участия в избрании (конкурсе).
Основание расторжения трудового договора по соглашению сторон наиболее предпочтительно с позиций согласования интересов работодателя и работника.
Развитие рыночных отношений, принятие нового Трудового кодекса привели к коренному изменению законодательства о труде в нашей стране.
Это касается, прежде всего, совершенствования правового статуса субъектов трудового права, а также органов, которые правомочны осуществлять надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.
Главная стратегическая линия реформы трудового законодательства должна быть двуединой: во-первых, максимально содействовать росту производства, его качества, и, во-вторых, оградить работников наемного труда от чрезмерной эксплуатации со стороны работодателей и бюрократического аппарата государственных органов.
А.Нуржанов,
главный юрисконсульт Центра по оказанию юридических услуг Бозатауского района.