ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Чтение художественной литературы расширяет границы личного опыта, позволяет прочувствовать и осмыслить множество явлений современности и далекого прошлого, увидеть созданные воображением писателей картины будущего.
Благодаря сказкам, былинам человек формируется как личность. Прочитанные нами книги, романы, повести учат думать, размышлять о том или ином поступке героев. В сложный для всех нас период, когда мы вынуждены находиться дома, нужно и важно читать книги.
Как известно глава нашего государства выдвинул пять важных инициатив по организации социальной, духовно-просветительской работы по новой системе. Одна из пяти инициатив направлена на организацию системной работы повышению духовности молодежи, широкой пропаганде чтения книг. Главная и актуальная задача — привитие любви молодежи к чтению. Классиками литературы создано немало произведений, в которых подняты важные проблемы, в каждом романе и повести есть своя идея. К примеру, в произведении Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" главный герой — это символ доброты, человечности и чистоты сердца. По мнению писателя, такие качества могут быть только у детей, потому что они по сравнению со взрослыми живут так, как подсказывает им сердце.
Или другое известное произведение — "Приключения Тома Сойера" Марка Твена. Оно учит быть выносливым и умным. В самых трудных и сложных ситуациях герой смог с честью выйти из положения. Таким образом, литературные герои становятся советчиками и друзьями, примером для подражания.
Безусловно, в школах, в лицеях учащиеся проводят немало времени, в том числе в библиотеках. Однако большинство же предпочитает литературу в электронном варианте. Но я советую читать книгу, изданную в печатном варианте, ведь только перелистывая и перечитывая страницы, ты вновь и вновь открываешь для себя полезное.
Творчески воссоздавая действительность, писатель не только выражает свое понимание ее закономерностей, сущности явлений, но и дает им оценку. Итоги размышлений писателя о жизни предстают перед читателем не в виде сухих формул и нравоучений, а в виде изображения мыслей, чувств поведения живых людей — героев литературных произведений. Идея произведения связана с представлениями писателя о добре и красоте, чести и долге, смысле жизни и назначения человека. Она глубоко прочувствована, выношена писателем и пронизывает все произведение.
Достаточно вспомнить автобиографические повести М.Горького "Детство" и "В людях", чтобы наглядно убедиться в огромном воздействии художественной литературы на становление личности человека. Раскрывая сущность явлений и закономерности действительности, литература формирует взгляды читателей. Воспитывает и ум, и чувства, формирует характер, т.е. влияет на личность в целом. Чтение стимулирует развитие мышления, обогащает и совершенствует речь.
Таким образом, литература играет важнейшую роль в жизни человека и является важнейшим источником знаний, средством самообразования и саморазвития.
Г.Авезмуратова,
преподаватель русского языка и литературы школы №15 города Нукуса.