Еркин Қарақалпақстан Вести Каракалпакстана 02:37:40, 25.11.2024
Хош келипсиз! | RSS
Сайт мазмуны

Кириў усылы

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Чтение художественной литературы расширяет границы личного опыта, позволяет прочувствовать и осмыслить множество явлений современности   и  далекого прошлого, увидеть созданные воображением писателей картины   будущего.

Благодаря сказкам, былинам человек формируется как личность.  Прочитанные нами книги, романы, повести учат думать, размышлять о том   или ином поступке  героев. В сложный для  всех нас  период, когда мы вынуждены находиться дома, нужно и важно читать  книги.       

Как известно глава нашего государства выдвинул пять важных   инициатив по организации социальной, духовно-просветительской работы   по новой системе. Одна из пяти  инициатив направлена на организацию  системной   работы повышению духовности молодежи, широкой пропаганде чтения  книг. Главная и актуальная задача — привитие любви молодежи  к   чтению. Классиками литературы создано немало произведений, в которых подняты важные проблемы, в каждом романе и повести есть своя идея. К примеру, в произведении  Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" главный герой — это символ доброты, человечности и чистоты сердца. По   мнению писателя, такие качества могут быть только у детей, потому что они   по сравнению со взрослыми живут так, как подсказывает им сердце.

Или другое известное произведение — "Приключения   Тома  Сойера" Марка Твена. Оно учит быть выносливым и  умным. В самых  трудных  и  сложных ситуациях герой смог с честью выйти  из положения. Таким образом, литературные герои становятся советчиками и друзьями, примером для подражания.

Безусловно, в школах, в лицеях учащиеся  проводят  немало времени, в том числе в библиотеках. Однако большинство же предпочитает литературу в электронном  варианте.  Но я советую читать книгу, изданную в  печатном варианте, ведь только перелистывая и перечитывая страницы, ты вновь и вновь открываешь для себя полезное.

Творчески воссоздавая действительность, писатель не только выражает   свое понимание ее закономерностей, сущности явлений, но и дает им  оценку. Итоги размышлений писателя о жизни предстают перед читателем   не в виде сухих формул и нравоучений, а в виде изображения мыслей,  чувств  поведения живых людей — героев литературных произведений. Идея произведения связана с представлениями писателя о добре и красоте, чести   и долге, смысле жизни и назначения человека. Она глубоко прочувствована,  выношена писателем и пронизывает все произведение.

Достаточно  вспомнить   автобиографические повести М.Горького  "Детство" и "В  людях", чтобы наглядно убедиться в огромном воздействии  художественной литературы на становление личности человека. Раскрывая сущность явлений и закономерности действительности, литература   формирует взгляды читателей. Воспитывает и ум, и чувства, формирует характер, т.е. влияет на личность в целом. Чтение стимулирует развитие  мышления, обогащает и совершенствует  речь.

Таким   образом, литература играет важнейшую роль в  жизни человека  и является важнейшим источником знаний, средством самообразования и саморазвития.

 

Г.Авезмуратова,

преподаватель русского языка и литературы школы №15 города Нукуса.

 

Излеў

Көп оқылған мақалалар

Сыбайлас сайтлар

Қарақалпақстан Республикасы Жоқарғы Кеңеси ҳәм Министрлер Кеңесиниң газеталары.
Қарақалпақстан баспасөз ҳәм хабар агентлигинде 2007-жыл 7-февральда дизимге алынған. Гүўалық № 01-001
Developed by TUIT NF