ТУРИСТСКИЙ АУЛ КАК ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА РЕГИОНА
Развитию туризма в стране в последнее время уделяется большое внимание, а именно принят ряд постановлений для дальнейшего развития сферы, чтобы превратить ее в доходную часть экономики страны.
Туризм набирает обороты, число иностранных и местных туристов растет из года в год. Активно посещают туристы города-музеи Самарканд, Бухару, Хиву, знакомясь с древней архитектурой и культурой. Вид туризма, когда путешественник полностью погружается в быт народа, знакомясь детально с ремеслами, кухней, населением, сегодня на этапе развития. Принятый Указ Президента " О мерах по дальнейшему развитию сферы туризма в Республике Узбекистан" от 13 августа 2019 года должен послужить сильным толчком для развития данного вида туризма. Этому должны способствовать работа туристских махаллей, кишлаков и аулов, которые должны быть подготовлены для приема туриста. Подготовка таких туристских центров должна происходить при поддержке средств государственных программ "Обод кишлок" и "Обод махалла". Как же должен выглядеть такой аул в Каракалпакстане?
В поисках интересных для туриста мест дорога может привести в любой район, как можно дальше от центра, там где население до сих пор живет по-старинке. Мы с вами обратимся к двум аулам, один расположен в Чимбайском районе, другой же — в Шуманайском.
Аул "Топи" Чимбайского района известен, пожалуй, сегодня многим. О его жительницах, мастерицах шиев (циновка из камыша), знают уже из соцсетей. Здесь около 40 домохозяйств. Аул с саманными домами, традиционными каракалпакскими жилищами, спрятан в тени деревьев, за высокими зарослями камыша и джингила. Здесь в каждом дворе стоит примитивный станок для производства шия, даже одновременно несколько. Шии плетут и для себя, и на заказ. О том, что до сих пор камыш — один из главных строительных материалов в этом ауле говорят шии на окнах в качестве оконных ставен, летнюю кухню от ветра закрывают камышовые плиты, а также подсобные помещения и сарайчики здесь выполнены из камыша. Аутенитчность традиционного каракалпакского аула продолжают и загоны для животных и хлев, выполненные из джингила (тамарикс). Турист погружается полностью в жизнь каракалпака.
Здесь же жители аула могут показать и процесс производства муки из джугары, от отбивания зерен сорго с соцветия, очистки до молотьбы на ручном дегермане. В соседнем дворе тандыр, где пекут лепешки. Дополнят сельский пейзаж и животные, традиционно являющиеся неотъемлемой частью быта и хозяйства каракалпаков — коровы, козы, домашняя птица и бессменный ослик! В других дворах есть и кони, на которых можно прокатиться верхом. Покажут здесь и свою продукцию каракалпакской постели, выполненной в технике лоскутного шитья — курак с использованием натурального наполнителя — пуха.
Как гостеприимные хозяева его жители накроют дастархан и угостят традиционными каракалпакскими блюдами: жугери гуртуком, горячими шореками из тандыра, бауырсаками, на десерт предложат вкуснейший ижан, секрет приготовления которого держат в секрете. Жительница аула Жузимгуль-апа Алимбетова вместе со своими соседями-сельчанами всегда рада гостям. На вопрос, готова ли принимать туристов и показывать как сегодня сохраняют традиции каракалпаки, ответ положительный, тем более, что показывать придется — не играть, а свой образ жизни.
Другой пример из Шуманайского района, где в сельском сходе граждан "Бирлешик" работает ремесленница Байрамгуль Непесова, которая продолжает туркменские традиции ковроткачества. С детства обученная этому ремеслу она сегодня ткет мастерски текинские ковры. Нам показывает свой дом, где почти в каждой комнате ее приданное — туркменские расписные сундуки, деревянная резная мебель. Ее соседи, тоже туркмены, которые, как и она, владеют определенными навыками какого-либо ремесла. Живописное место, в котором расположен аул, подчеркивает традиционный уклад его жителей. Для туристов же — это полное погружение в этнокультуру, а для жителей — возможность улучшить свое благосостояние, принимая гостей и знакомя их с туркменским бытом и ремеслами.
Если учесть, что в республике много населенных пунктов, где локально проживают представители одного из народов, причем важно подчеркнуть, что ведут они традиционный уклад жизни, вовлечение их в туристическую деятельность путем создания подобных туристических аулов, кишлаков или махаллей позволит расширить турмаршруты, увеличить потоки туристов, а сами населенные пункты могут стать визитной карточкой региона, но задача заинтересованных министерств и ведомств — поддержать эти аулы как перспективные для развития туризма.
И.ПЕТРУШИНА