ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВЫХ НЕДОИМОК
Механизм взыскания налоговой задолженности является одним из важнейших составляющих налоговой системы, обеспечивающей поступление налогов и сборов в бюджет страны.
Налоги являются системным элементом экономики, который определяет финансовое блогополучие как государства, так и всего общества в целом. Собираемость налогов — это один из показателей эффективности налоговой системы.
В статье 12 Налогового Кодекса Узбекистана дано понятие налогам и другим обязательным платежам. Так, под налогами понимаются обязательные денежные платежи в бюджет, взимаемые в определенных размерах, носящие регулярный, безвозвратный и безвозмездный характер.
Под другими обязательными платежами понимаются денежные платежи в государственные целевые фонды, таможенные платежи, а также сборы, государственная пошлина, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий и иных разрешительных документов.
Всеобщая обязанность уплачивать законные налоги и сборы предусмотрена в статье 51 Конституции Республики Узбекистан. Однако, эта обязанность не всегда исполняется налогоплательщиком в установленные сроки. В результате у него формируется задолженность по уплате налогов и сборов — недоимка, которая может быть урегулирована одним из способов: добровольное погашение недоимки, взыскание за счет денежных средств на банковских счетах, обращение взыскания на суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов, взыскание недоимки за счет имущества налогоплательщика, списание задолженности.
Большая роль во взыскании налоговых задолженностей отведена экономическим судам.В таких судах рассматриваются дела по искам органа государственной налоговой службы об обращении взыскания задолженности по налогам и обязательным платежам на имущество налогоплательщика.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Узбекистан "О некоторых вопросах применения экономическими судами общей части Налогового Кодекса Республики Узбекистан", экономические суды при принятии искового заявления об обращении взыскания на имущество налогоплательщика должны проверять наличие выписки из имеющихся лицевых карточек налогоплательщика о наличии налоговой задолженности, справки о наличии платежных поручений, платежных требований и инкассовых поручений.
А также к исковому заявлению об обращении взыскания на имущество налогоплательщика должен быть приложен документ, подверждающий направление требования о погашении налоговой задолженности.
Не приложение к исковому заявлению органа государственной налоговой службы об обращении взыскания на имущество налогоплательщика вышеуказанных документов, является основанием для возврата искового заявления.
Согласно статье 60 Налогового Кодекса Узбекистана, требование о погашении налоговой задолженности оформляется как в письменной, так и электронной форме. Данное требование должно быть вручено налогоплательщику или его представителю способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. При наличии у налогоплательщика персонального кабинета, требование о погашении налоговой задолженности может быть направлено ему через его персональный кабинет. Если требование о погашении налоговой задолженности направляется по почте заказным письмом, оно считается полученным на дату получения заказного письма, указанную в бланке уведомления о вручении почтового отправления.
В случае непогашения налоговой задолженности юридическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем в части предпринимательской деятельности в течение тридцати дней со дня получения им требования о погашении налоговой задолженности, органы государственной налоговой службы могут подать иск об обращении взыскания на имущество налогоплательщика в судебном порядке.
При разрешении споров, связанных с обращением взыскания на имущество налогоплательщика, нарушение сроков уплаты налогов и других обязательных платежей влечет начисление пени в размере 0,045 процента за каждый день просрочки, но размер пени не может превышать суммы задолженности по соответствующим налогам и другим обязательным платежам. Экономические суды невправе освобождать налогоплательщика от уплаты начисленных сумм пени или уменьшать ее размер, за исключением случаев, когда размер пени превышает сумму задолженности по соответствующим налогам и другим обязательным платежам.
З.Хасанова,
председатель Нукусского межрайонного экономического суда.