УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ И УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
В жизни встречаются разные люди, многие из которых остаются просто знакомыми, некоторые из них переходят в стадию друзей, а малая часть, в свою очередь, становятся близкими друзьями.
Вместе с тем, бывают люди по работе, т.е. коллеги, которые на протяжении долгих лет общения также становятся другом или близким другом. Вот об одном из таких людей я хочу сегодня рассказать. Кто знаком со мной, тот может сразу догадаться, о ком будет речь в данной статье. Да, это слово о Сабите Узакбаевиче Нуржанове — кандидате исторических наук, старшем научном сотруднике Каракалпакского научно-исследовательского института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан (КНИИГН ККО АН РУз).
Свою научную карьеру Сабит начал с 1993 года с должности лаборанта отдела новейшей истории Института истории, археологии и этнографии ККО АН РУз (ИИАЭ ККО АН РУз.). Позже он поступает в аспирантуру и успешно защищает кандидатскую диссертацию в 1998 году под руководством профессора Б.Кощанова. После защиты работал старшим научным сотрудником, ученым секретарем и заместителем директора вышеназванного института. Одновременно, он работал ученым секретарем и Специализированного совета по защите кандидатских диссертаций при ИИАЭ ККО АН РУз. Через его руки, т.е. "глаза", после тщательных проверок и исправлений прошли множество диссертационных работ историков из Каракалпакстана и Хорезмской области. Он участвовал, как исполнитель, во всех научных проектах, которые выполнялись в отделе. Руководит проектами по Государственной научно-технической программе Республики Узбекистан, Фонда поддержки и прикладных исследований АН Республики Узбекистан, был руководителем нескольких других научных проектов. Является одним из авторов "Каракалпакстан тарийхы (1991-2015 жж.)", который издан в 2018 году. Автор нескольких монографий, таких, как "Каракалпакская автономная область: история и источники" (2014), "Периодическая печать Каракалпакстана в системе общественных отношений" (2015), "Сын Отечества" (совместно с Х.Есбергеновым, 2018) и более 80-ти научных, научно-аналитических и пропагандистских статей. Участвовал во многих международных, республиканских и региональных научных и научно-методических конференциях в России, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане и Каракалпакстане. Рецензировал бакалаврские работы и магистрские диссертации, и в данное время является научным руководителем у молодых соискателей.
Проходил стажировку в летних школах для ученых-историков. На данных форумах выступали с лекциями известные ученые-историки, такие, как С.Кляшторный (Россия), Тураж Атабаки (Нидерланды), А.Моррисон (Великобритания), Марианн Камп (США), Ж.Абылхожин (Казахстан) и др. Это послужило для него новым этапом в научной деятельности, так как он ознакомился с новыми тенденциями в мировой исторической науке, открыл новые грани историописания. Помимо научной деятельности он также успешно прошел и педагогический путь. От простого учителя истории средней школы №17 г.Нукуса до преподавателя вуза, от доцента, заведующего кафедрой до заместителя директора в Нукусском филиале Ташкентского педиатрического медицинского института. Активно участвовал в деятельности неправительственных организаций Каракалпакстана, стоял у истоков Центра содействия демократии при ННО "Ренессанс". Позже, совместно с зарубежными исследователями организации "Врачи без границ", проводил социологические исследования, объездил все районы и аулы нашей республики.
Отличный семьянин, со своей супругой они воспитывают троих детей.
Думаю, что все его достоинства я отметил, но читатель, наверное, не поймет и может задать вопрос: причем и к чему автор данной статьи перечислил в начале статьи все человеческие категории от: знакомый, коллега, друг и близкий друг?
Так вот, отвечаю. Дело в том, что мы с Сабитом знакомы с начала 1980-х годов, учились в одной школе №17 г.Нукуса, правда, в разных классах. В нашей школе существовал казахский математический класс. В то время по всей стране школы были с 10-летним образованием. Набор в такие классы проходил обычно после 8-го класса, и 9-10 класс они учились по специальной программе с математическим уклоном. И герой нашего рассказа является одним из выпускников такого класса.
После окончания школы №17 г.Нукуса в 1986 году он поступает в Ташкентский политехнический институт, который по состоянию здоровья оставляет. Возвращается в Нукус, посещает подготовительные курсы, которые действовали при Нукусском государственном университете. Но на этот раз он выбирает гуманитарное направление — русский язык и литературу. Да, в 1988 году он поступает именно на этот факультет, потом после открытия Нукусского государственного педагогического института, его группу переводят в пединститут. Этот вуз он заканчивает в 1993 году с отличием. И с 1993 года начинается, как я уже выше отметил, его научная карьера. Первоначально его не хотели принимать на работу, т.к. специальность по диплому не соответствовала, было поставлено условие — пройти переквалификацию, с которой он успешно справился. После этого он поступает в аспирантуру.
Здесь хочу сделать маленькое отступление и остановиться на одной проблеме, которая негласно существует в науке. Это стереотип мышления, который заключается в том, что если базовое образование не соответствует, пусть даже этот человек имеет ученую степень, ученое звание и высокую квалификацию, то с его мнением не считаются, его сегрегируют. Его просто не замечают. Дело не только в герое нашего рассказа, я здесь имею в виду всех тех, кто прошел такой же путь. Для получения базового образования уходило 5 лет. Чтобы стать специалистом, подчеркиваю, ведущим специалистом, нужны годы усиленной и кропотливой работы. Тем более, такие люди, как наш герой и ему подобные, имеют два диплома, один вузовский, другой ВАКовский. Для получения первого диплома они потратили пять лет и не работали по этой специальности, а для получения второго они прошли курс аспирантуры и получили ученую степень, научное звание, прошли курсы стажировок в различных летних школах, ведущих университетах и научных центрах. И продолжают трудиться в научно-исследовательских учреждениях, пишут научные статьи, книги и монографии, трудовой стаж многих 20-25-лет, и все равно их считают не специалистами. Возникает риторический вопрос: и кто они теперь по специальности? Несмотря на такой парадокс, наш герой, благодаря своему одному качеству — качеству бороться до победного конца, преодолел все эти барьеры и стал одним из ведущих специалистов в области исторической науки Каракалпакстана.
Сабиту Узакбаевичу Нуржанову в сентябре исполняется 50 лет, 26 лет из которых он посвятил науке. Пользуясь случаем, хочу поздравить его от своего имени, от имени всего коллектива нашего института и от имени Президиума Каракалпакского отделения АН РУз с пятидесятилетним юбилеем, пожелать ему творческих успехов, здоровья и семейного счастья.
А.ДЖУМАШЕВ,
заведующий отделом истории, кандидат исторических наук, КНИИГН ККО АН РУз.