Еркин Қарақалпақстан Вести Каракалпакстана 01:11:50, 21.07.2024
Хош келипсиз! | RSS
Сайт мазмуны

Кириў усылы

УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ И  УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

В жизни встречаются разные люди, многие из которых остаются просто знакомыми, некоторые из них переходят в стадию друзей, а малая часть, в свою очередь, становятся близкими друзьями.

Вместе с тем, бывают люди по работе, т.е. коллеги, которые на протяжении долгих лет общения также становятся другом или близким другом. Вот об одном из таких людей я хочу сегодня рассказать. Кто знаком со мной, тот может сразу догадаться, о ком будет речь в данной статье. Да, это слово о Сабите Узакбаевиче Нуржанове — кандидате исторических наук, старшем научном сотруднике Каракалпакского научно-исследовательского института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан (КНИИГН ККО АН РУз).

Свою научную карьеру Сабит начал с 1993 года  с должности лаборанта отдела новейшей истории Института истории, археологии и этнографии ККО АН РУз (ИИАЭ ККО АН РУз.).  Позже он поступает в аспирантуру и успешно защищает кандидатскую диссертацию в 1998 году под руководством профессора Б.Кощанова. После защиты работал старшим научным сотрудником, ученым секретарем и заместителем директора вышеназванного института. Одновременно, он  работал ученым секретарем и Специализированного совета по защите кандидатских диссертаций при ИИАЭ ККО АН РУз. Через его руки, т.е. "глаза",  после тщательных проверок и исправлений прошли множество диссертационных работ историков из Каракалпакстана и Хорезмской области. Он участвовал, как исполнитель, во всех научных проектах, которые выполнялись в отделе. Руководит проектами по Государственной научно-технической программе Республики Узбекистан, Фонда поддержки и прикладных исследований АН Республики Узбекистан, был руководителем нескольких других научных проектов. Является одним из авторов "Каракалпакстан тарийхы (1991-2015 жж.)", который издан в 2018 году. Автор нескольких монографий, таких, как "Каракалпакская автономная область: история и источники" (2014), "Периодическая печать Каракалпакстана в системе общественных отношений" (2015), "Сын Отечества" (совместно с Х.Есбергеновым, 2018) и более 80-ти научных, научно-аналитических и пропагандистских статей. Участвовал во многих международных, республиканских и региональных научных и научно-методических конференциях в России, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане и Каракалпакстане. Рецензировал бакалаврские работы и магистрские диссертации, и в данное время является научным руководителем у молодых соискателей.

Проходил стажировку в летних школах для ученых-историков. На данных форумах выступали с лекциями известные ученые-историки, такие, как С.Кляшторный (Россия), Тураж Атабаки (Нидерланды), А.Моррисон (Великобритания), Марианн Камп (США), Ж.Абылхожин (Казахстан) и др. Это послужило для него новым этапом в научной деятельности,  так как он ознакомился с новыми тенденциями в мировой исторической науке, открыл новые грани историописания. Помимо научной деятельности он также успешно прошел и педагогический путь. От простого учителя истории средней школы №17 г.Нукуса до преподавателя вуза, от доцента, заведующего кафедрой до заместителя директора в Нукусском филиале Ташкентского педиатрического медицинского института. Активно участвовал в деятельности неправительственных организаций Каракалпакстана, стоял у истоков Центра содействия демократии при ННО "Ренессанс". Позже, совместно с зарубежными исследователями организации "Врачи без границ", проводил социологические исследования, объездил все районы и аулы нашей республики.

Отличный семьянин, со своей супругой они воспитывают троих детей.

Думаю, что все его достоинства я отметил, но читатель, наверное, не поймет и может задать вопрос: причем и к чему автор данной статьи перечислил в начале статьи все человеческие категории от: знакомый, коллега, друг и близкий друг?

Так вот, отвечаю. Дело в том, что мы с Сабитом знакомы с начала 1980-х годов, учились в одной школе №17 г.Нукуса, правда, в разных классах. В нашей школе существовал казахский математический класс. В то время по всей стране школы были  с 10-летним образованием. Набор в такие классы проходил обычно после 8-го класса, и 9-10 класс они учились по специальной программе с математическим уклоном. И герой нашего рассказа является одним из выпускников такого класса.

После окончания школы №17 г.Нукуса в 1986 году он поступает в Ташкентский политехнический институт, который по состоянию здоровья оставляет. Возвращается в Нукус, посещает подготовительные курсы, которые действовали при Нукусском государственном университете. Но на этот раз он выбирает гуманитарное направление — русский язык и литературу. Да, в 1988 году он поступает именно на этот факультет, потом после открытия Нукусского государственного педагогического института, его группу переводят в пединститут. Этот вуз он заканчивает в 1993 году с отличием. И с 1993 года начинается, как я уже выше отметил, его научная карьера. Первоначально его не хотели принимать на работу, т.к. специальность по диплому не соответствовала, было поставлено условие — пройти переквалификацию, с которой он успешно справился. После этого он поступает в аспирантуру.

Здесь хочу сделать маленькое отступление и остановиться на одной проблеме, которая негласно существует в науке. Это стереотип мышления, который заключается в том, что если базовое образование не соответствует, пусть даже этот человек имеет ученую степень, ученое звание и высокую квалификацию, то с его мнением не считаются, его сегрегируют. Его просто не замечают. Дело не только в герое нашего рассказа, я здесь имею в виду всех тех, кто прошел такой же путь. Для получения базового образования уходило 5 лет. Чтобы стать специалистом, подчеркиваю, ведущим специалистом, нужны годы усиленной и кропотливой работы. Тем более, такие люди, как наш герой и ему подобные, имеют два диплома, один вузовский, другой ВАКовский. Для получения первого диплома они потратили пять лет и не работали по этой специальности, а для получения второго они прошли курс аспирантуры и получили ученую степень, научное звание, прошли курсы стажировок в различных летних школах, ведущих университетах и научных центрах. И продолжают трудиться в научно-исследовательских учреждениях, пишут научные статьи, книги и монографии, трудовой стаж многих 20-25-лет, и все равно их считают не специалистами. Возникает риторический вопрос: и кто они теперь по специальности? Несмотря на такой парадокс, наш герой, благодаря своему одному качеству — качеству бороться до победного конца, преодолел все эти барьеры и стал одним из ведущих специалистов в области исторической науки Каракалпакстана.

Сабиту Узакбаевичу Нуржанову в сентябре исполняется 50 лет, 26 лет из которых он посвятил науке. Пользуясь случаем, хочу поздравить его от своего имени, от имени всего коллектива нашего института и от имени Президиума Каракалпакского отделения АН РУз с пятидесятилетним юбилеем, пожелать ему творческих успехов, здоровья и семейного счастья.

А.ДЖУМАШЕВ,

 заведующий отделом истории, кандидат исторических наук, КНИИГН  ККО АН  РУз.

Излеў

Көп оқылған мақалалар

Сыбайлас сайтлар

Қарақалпақстан Республикасы Жоқарғы Кеңеси ҳәм Министрлер Кеңесиниң газеталары.
Қарақалпақстан баспасөз ҳәм хабар агентлигинде 2007-жыл 7-февральда дизимге алынған. Гүўалық № 01-001
Developed by TUIT NF