ДОВЕРЕННЫЙ ВРАЧ
Одна из самых, наверное, ярких страниц в жизни нашего издания связана с именем Тарханова. Родом из Свердловска, после окончания медицинского вуза, более десяти лет Гарегин Ашотович Тарханов работал в Саяногорске (Красноярский край) участковым педиатром.
В середине 80-х прошлого века в нашей республике сложилась тяжелая ситуация в родовспоможении и детском здравоохранении. Детская смертность на отдельных территориях, особенно в летние периоды, превышала более чем в 4 раза показатель в целом по стране. Правительством было принято решение об оказании помощи. Для чего были привлечены добровольцы из разных республик. Одним из них был Г.Тарханов. Он не только включился в активную деятельность по организации помощи, но и, имея слог настоящего хорошего журналиста, пытаясь найти решение бесконечным проблемам, описывал их и публиковал в нашей газете. Статьи проходили на "ура". Весь редакционный коллектив восторгался смелой публицистикой бесстрашного, неравнодушного врача и ждал каждое его появление на страницах газеты с нетерпением.
Два года назад вышла книга Г.Тарханова "Черный квадрат". В аннотации он охарактеризовал ее, как записки о жизни и деятельности доверенного врача СДФ — главного специалиста Минздрава Союза по Каракалпакстану — по снижению младенческой и материнской смертности в регионе в 1989-92 гг.
Сын медиков, он посвятил свою книгу родителям — Вере Афанасьевне и Ашоту Гарегиновичу. В посвящении, обращаясь к отцу, он пишет:
"... у каждого должен быть поступок, тот единственный, на всю жизнь. У тебя был фронт, победа в Великой войне. Для меня работа в Средней Азии, может, и будет моим фронтом, тем фактом биографии, которым я буду гордиться, рассказывать о нем внукам и правнукам". А еще эта книга — послание внучкам с надеждой, что в их жизни будут дела и события, о которых они будут вспоминать с гордостью.
Вспоминая то время, подумалось, что не так все было безнадежно. Слышала о детской смертности редко. Все, казалось, шло своим чередом — у знакомых и родственников дети рождались, росли и вырастали. Но потом всплыли несколько фактов из собственной жизни. Сразу после рождения ребенка, мне не нашлось места в палате — они были переполнены и пришлось пролежать несколько часов в родовой. Буквально через три месяца сестренка заболела инфекционным гепатитом. Я смогла уберечь от него своего ребенка, а себя нет. Ребенок часто простывал, ему назначили уколы антибиотика и заразили вирусным гепатитом В. Так что, выводы сделать можно даже на примере жизни в столице, чего уж там говорить о районах. Пытаясь прокормить семьи, врачи уходили в коммерцию, уезжали на заработки в другие республики. Просвета было не видно.
Тарханов дни и ночи проводил в поездках по республике. Не давал покоя ни районному начальству, ни республиканскому. В одном из подшефных ему районе — Кунградском он лечит, без всякой надежды на успех, умирающего ребенка, в том числе от причин, связанных с последствиями экологической катастрофы, устанавливает причину массовой гибели новорожденных в роддоме, "строит" фельдшерско-акушерский пункт в одном из аулов и делает еще многое, что становится ежедневной рутиной.
Вот как вспоминает он в своей книге об этом: "Три года среди пота, песка, каждодневной смерти. Кого-то удавалось вырвать из ее лап, что-то удавалось реализовать, но многое умирало, ускользало, как песок сквозь пальцы. Все последующие годы меня не отпускала эта тема. Прошло тридцать лет, а я так и не определился, могу ли я гордиться этим отрезком своего жизненного пути. И если в девяностые годы я не скрывал гордости за участие в тех событиях, то в последующие — чаще чувство горечи. За спровоцированную человеком катастрофу на Арале, за несостоятельность страны кардинально изменить ситуацию, но, пожалуй, что не смог быть рядом с коллегами в Каракалпакии, а среди них было немало прекрасных и мужественных врачей. Этот рассказ и о них".
В своей книге он приводит результаты деятельности врачей СДФ. Из речи академика РАМН, доктора медицинских наук, профессора А.Баранова следует, что за три года: показатель младенческой смертности в республиках Средней Азии и Казахстане снизился с 25,4 до 21,8 процента, что равнозначно сохранению 35 тысяч детских жизней. В этом есть и труд российского врача Тарханова. И ради этого, значит, стоило жить и работать. Ему есть чем гордиться и о чем рассказывать детям и внукам, его здесь хорошо помнят и ценят все то, что он делал для нас, нашей республики, для нашего будущего.
Т.КЛИМОВА