Еркин Қарақалпақстан Вести Каракалпакстана 00:07:42, 21.04.2019
Хош келипсиз! | RSS
Сайт мазмуны

Кириў усылы

КОНСТИТУЦИЯ — ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

9 апреля 2019 года исполняется двадцать шесть лет с того памятного дня, когда Верховным Советом Республики Каракалпакстан принята новая Конституция республики, ставшая важнейшим законом и нормой всей жизнедеятельности республики.

Это поистине историческое событие ознаменовало собой начало нового этапа в ее развитии. Конституция Республики Каракалпакстан провозгласила высшей ценностью правовое социальное государство, демократические свободы и благополучие людей. Конституция стала не только фундаментальной основой новой политической системы Каракалпакстана, но и нравственно-правовой нормой жизни всех его граждан. В ее основополагающих статьях получили свое юридическое закрепление важнейшие положения Декларации о государственном суверенитете Каракалпакстана.  Законодательное оформление получили основные права и свободы личности, сформулированные во Всеобщей декларации прав человека. Закреплена взаимная ответственность гражданина и государства при приоритете прав человека как высшей социальной ценности. Конституция Республики Каракалпакстан позволила сформировать совершенно новые органы власти, институты демократии и рыночной экономики. При этом главное значение Конституции в том, что она подвела прочную правовую базу под эти процессы. В Конституции республики закреплено, что основой экономики Каракалпакстана является социальное рыночное хозяйство, в котором в соответствии с законом обеспечиваются свобода хозяйственной деятельности и разнообразие всех форм собственности.

Существенное внимание уделено правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. Содержащиеся во втором разделе Основного Закона республики эти нормы корреспондируются с нормами как законодательства Республики Узбекистан, так и международного права. Конституция закрепила устойчивую правовую связь гражданина с обществом и государством. Причем эта связь выражается во взаимных правах, обязанностях и ответственности и основывается на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод личности. Правовой статус гражданина предоставил им широкий доступ к пользованию социальными благами и ресурсами, создал реальные возможности для самовыражения и участия в управлении делами общества и государства. Важнейшей политико-правовой нормой явилось наделение каракалпакского языка наряду с узбекским статусом государственного языка. Конституционные положения о равноправии граждан Каракалпакстана независимо от национальной принадлежности, языка, религиозных убеждений, предоставлении гарантий пользования родным языком получили свое развитие в республиканском законодательстве, способствовало расширению системы национального образования, содействие изданию литературы на каракалпакском языке и языках народов Каракалпакстана, финансирование научных исследований в этой области. Главное, чего удалось добиться за прошедшие годы, — это осознание того, что повышение духовно-нравственного уровня народов, возрождение их самобытности возможны только через активное использование демократических институтов, на путях межнационального согласия и сотрудничества. Конституция Республики Каракалпакстан  закрепила основные начала формирования государственной власти в Республике Каракалпакстан, определила систему государственных органов республики. Конституционно-правовое закрепление таких государственно-публичных институтов, как парламент, ответственное правительство, судебные органы — все это позволило Каракалпакстану эффективно решать задачи трансформации политических и социально-экономических отношений в качественно новое состояние. Государственную власть в Республике Каракалпакстан осуществляют  органы государственной власти, каковыми являются  представительные органы государственной власти — Жокаргы Кенес, городские и районные Кенгаши народных депутатов, исполнительные органы в лице Совета Министров, ми­нистерств, комитетов и других ведомств, хаки­миятов городов и районов, судебных органов. Система органов государственной власти Республики Каракалпакстан устанавливается самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан и общими принципами организации законодательных и исполнительных органов государственной власти, предусмотренных Конституцией Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан. Так, в ст.10 Конституции Республики Каракалпакстан закреплено, что от имени народа Каракалпакстана может выступать только избранный им Жокаргы Кенес республики. 

Наряду с единством государственной власти в Конституциях Узбекистана и Каракалпакстана закрепляется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Узбекистан и органами государственной власти Республики Каракалпакстан.

Этот принцип, закрепленный в ст. 11 Конституции Республики Узбекистан и ст. 11 Конституции Республики Каракалпакстан, широко применяется в конституционной практике большинства государств мира и является одним из основополагающих принципов конституционализма.

 Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную не следует рассматривать как их обособленность друг от друга. Суть этого принципа и его назначение заключается в обеспечении сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица. Поэтому мы должны рассматривать этот принцип не как противопоставление властей, а как взаимодействие и сотрудничество законодательных и исполнительных органов власти.

Конечно, совершенных конституций не бывает. Наша жизнь не стоит на месте, появляются новые проблемы, которые надо решать. Основной Закон не должен препятствовать развитию общества. Вносить в него изменения можно, но делать это нужно только тогда, когда без этого не обойтись. Наша Конституция — живой документ. Ее стабильность и созданная на ее основе правовая система являются условием предсказуемости экономической, социальной и политической жизни общества.

За прошедшие со дня принятия Конституции Республики Каракалпакстан годы в нее внесен ряд дополнений и изменений. Так, исходя из норм законодательства Республики Узбекистан, международного опыта развития парламентаризма внесены принципиальные коррективы в правовой статус депутатского корпуса. Перемены произошли не только в количественном составе депутатского корпуса республики, который стал формироваться в том числе и по партийному принципу, но и в контрольных функциях парламента. Также, Законом Республики Каракалпакстан от 27 июня 2014 года в статью 80 Конституции республики внесены дополнения, существенным образом изменившие правовой статус Председателя Жокаргы Кенеса. Согласно его нынешней редакции, Председатель Жокаргы Кенеса является Главой Республики Каракалпакстан и высшим должностным лицом Республики Каракалпакстан. Избирается он Жокаргы Кенесом по согласованию с Президентом Республики Узбекистан из числа депутатов Жокаргы Кенеса тайным голосованием на срок полномочий Жокаргы Кенеса республики.

Не менее важное значение имеют изменения, внесенные в ст. 30 Конституции Республики Каракалпакстан, согласно которым участие граждан в управлении государственными и общественными делами осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов. Это само по себе и теоретически, и практически предполагает общественный контроль за органами государственного управления, должностными лицами. Как отметил Президент страны в своем Послании к Олий Мажлису в декабре 2018 года: "В сегодняшних реалиях именно отчетность, открытость и ответственность должностных лиц перед обществом являются важным условием эффективного функционирования государственного аппарата".

И сегодня, накануне дня принятия Конституции Республики Каракалпакстан, все мы гордимся тем, что Основной Закон нашей республики за прошедшие годы проявил свою жизненность и правоспособность. Конституция республики законодательно установила не только пределы власти, но и принцип ее ответственности перед народом и каждым человеком и гражданином, заложила прочные основы дальнейшего развития каракалпакской государственности и демократии. Это было бы невозможно без опоры на исторически сложившиеся духовно-нравственные традиции гуманизма, дружбы, взаимовыручки и поддержки между народами, которые проживают на нашей древней земле.

Е.Кутыбаева,

профессор кафедры правоведения Каракалпакского государственного университета имени Бердаха, член Комитета конституционного надзора Республики Каракалпакстан, заслуженный деятель науки Республики Каракалпакстан.

Излеў

Көп оқылған мақалалар

Сыбайлас сайтлар

Қарақалпақстан Республикасы Жоқарғы Кеңеси ҳәм Министрлер Кеңесиниң газеталары.
Қарақалпақстан баспасөз ҳәм хабар агентлигинде 2007-жыл 7-февральда дизимге алынған. Гүўалық № 01-001
Developed by TUIT NF