Еркин Қарақалпақстан Вести Каракалпакстана 22:31:25, 22.09.2019
Хош келипсиз! | RSS
Сайт мазмуны

Кириў усылы

ОБ ИСТОРИИ

ТУРКМЕНСКОГО КОВРА

У восточных ковров вообще и у туркменских, в частности, —  древнейшая история, что подтверждается исследованиями ученых, историков и о чем свидетельствуют данные путешественников. Отголосок далеких эпох сохранился и по сей день в орнаменте некоторых современных туркменских ковров (да и в вышивке тоже), главным образом, иомудских, где можно увидеть похожий на якорь знак — тамгу. Это знак царствования в Парфии во II веке до н.э. династии Аршакидов. В средние века при Великих Сельджуках (X-XI вв.) ковры все чаще стали попадать в Европу.  Прославленные туркменские ковры являлись предметами быта тимуридской столицы. Их изображения встречаются в миниатюрах XV века периода тимуридов.

Туркменские ковры ручной работы попадали в Европу через Россию, Иран, Турцию, Афганистан. Так они оказались в музеях Англии, Италии и США. Среди прикладных искусств, присущих туркменской среде, видное место в XIII-XV вв. занимало ковроделие. Первое историческое упоминание о них мы находим у отважного путешественника Марко Поло (XIII век). В своих мемуарах он говорит о туркменском ковре так: "выделываются тут, знаете, самые тонкие и красивые в свете ковры". В XIV столетии Ибн-Батута отмечал, что в  убранство приемных комнат жителей Ургенча входили "богатые ковры", а в день визита к Кутлуг Тимуру он застал этого правителя восседающим "на шелковом ковре". Очевидно,  речь здесь идет о туркменском шерстяном с добавлением шелковых нитей ковре.

Старинные картины европейских художников эпохи Возрождения (XV-XVI вв.), находящиеся в национальных галереях и в  музее Виктории и Альберта в Лондоне, привлекают внимание тем, что на некоторых из них изображены туркменские ковры. Представленные на картинах европейских художников эпохи Возрождения ковры чрезвычайно разнообразны по орнаменту. Изображения туркменских ковров как предмета экзотической роскоши, баснословно высоко ценившихся в Европе в те времена, изредка встречаются на картинах мастеров итальянского Возрождения. Такова "Мадонна Липпо Мемни" (1350, Берлинская галерея), "Обручение Марии" Николо ди Буонакорсо (1380, Лондон, Национальная галерея), "Портрет Георга Гисце" Голбейна, хранящийся в Национальной галерее в Лондоне, фреска собора в Пистойе (1475) кисти Лоренцо ди Креди.

Быть может, именно туркменскими являются геометризованные по рисунку ковры, которые можно видеть на миниатюрах XV века периода тимуридов. Колорит туркменского ковра безукоризненно красив. Его определяет красный цвет различных, преимущественно темных оттенков — вишневого, бордо, малинового. Красный фон обязателен как фон в  туркменском ковре. При первом взгляде именно фон кажется в нем доминирующим. В действительности это совсем не так — в ковре преобладает орнаментальный цикл, но в построение узоров входит все тот же красный цвет.

Особо важное место занимает в туркменском ковровом орнаменте "голь". Этот термин, в понимании ковровщицы, означает узор, точнее — племенной узор. Традиционный голь — это фигура пологого, реже подквадратного восьмигранника или ромба, который внутри заполнен особым узором. Типологически туркменские ковры подразделяются на несколько ведущих групп, различаемых по племенам и по районам, в которых выделяются еще и внутренние подгруппы.

Основными считаются ковровые изделия салоро-сарыкские, текинские (ахальские и мервские), иомудские, с близкими к ним подгруппами чоудорских, шихских и игдырских (прикаспийские), эрсаринские, а также беширские (приамударьинские). Древнейшими по типу и составу своих орнаментов, прекрасными по выполнению считались салорские ковры. Текинские изделия находились в разряде самых высококачественных ковровых изделий старой Туркмении.

Многие орнаментальные мотивы туркмен­ского ковра в своей истории явно уходят в глубину веков. Но при всем том  ковровое искусство туркменского народа — это не застылый сгусток орнаментальных мотивов многотысячной древности. В нем протекал медленный, но неуклонный процесс эволюционного развития. Творческий элемент всегда присутствовал в труде туркменских ковровщиц, которые бережно хранили художественные достоинства традиционной орнаментики, внося в нее элементы обновления и неустанного поиска. Подлинная народность составляет драгоценную черту туркменского ковроделия.

Прекрасный в своей благородной орнаментальности, глубокий и строгий по колориту, добротный по качеству, туркменский ковер являет собой итог эстетического творчества долгого ряда поколений. Известный русский поэт Г.Санников в своей поэме "Песня о турк­менском ковре" воспевает красоту и блеск туркменского ковра.

В 1947 году среди находок археологов в погребениях алтайских курганов был найден поразительно хорошо сохранившийся среднеазиатский ковер. По оценкам ученых, история этого бархатного ворсового ковра, возможно единственного в своем роде, относится к VI-V вв. до н.э.

Туркменский ковер глубоко народен, ибо на протяжении многих веков женщины украшали трудом своим быт всей семьи, всего народа. В нем замечательна та высокая, отстоявшаяся красота, которая была проверена практикой тысячелетий, в которой сконцентрирован был опыт бесчисленных поколений, в которой отражены национальные эстетические критерии и которая еще надолго сохранит всю силу своего огромного художественного воздействия.

С.ГАИПНАЗАРОВ,

Амударьинский

район.

Излеў

Көп оқылған мақалалар

Сыбайлас сайтлар

Қарақалпақстан Республикасы Жоқарғы Кеңеси ҳәм Министрлер Кеңесиниң газеталары.
Қарақалпақстан баспасөз ҳәм хабар агентлигинде 2007-жыл 7-февральда дизимге алынған. Гүўалық № 01-001
Developed by TUIT NF