Еркин Қарақалпақстан Вести Каракалпакстана 15:13:26, 20.11.2018
Хош келипсиз! | RSS
Сайт мазмуны

Кириў усылы

Важнейшее условие развития гражданского общества

Общественный контроль представляет собой негосударственный контроль общественных объединений и отдельных граждан (т.е. субъектов, не наделенных государственно-властными полномочиями) за деятельностью органов государственной власти, их должностных лиц. Общественный контроль, реализуемый организованно и целенаправленно, позволяет разрешать возникающие проблемы между гражданами и государством вполне цивилизованно, путем использования определенных законом каналов взаимодействия и взаимной ответственности.

  В этой связи особое значение имеет принятие 12 апреля 2018 года Закона Республики Узбекистан "Об общественном контроле", направленного на создание системного, эффективного правового механизма, осуществление контроля за исполнением актов законодательства органами государственной власти и управления со стороны общества, гражданских институтов.

В Республике Узбекистан за годы независимости на основе положений Конституции сложилась определенная правовая основа реализации права граждан на участие в решении государственных и общественных дел, в т.ч. в осуществлении общественного контроля. Наглядным примером этого явилось принятие 16 мая 2014 года Закона Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103, 117)". Согласно изменениям, внесенным в статью 32 Конституции, участие граждан в управлении государственными и общественными делами "... осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов".  

Общественный контроль с точки зрения его характеристики можно рассматривать как особый вид публичного контроля, существенно отличающийся от государственного контроля и всех его подвидов. В связи с этим он представляет собой системную деятельность институтов гражданского общества и отдельных граждан по установлению соответствия требованиям законодательства и интересам общества деятельности органов государственной власти и коррекцию выявленных отклонений путем обращения в уполномоченные государственные органы, а также к общественному мнению. В отличие от государственного контроля осуществление общественного контроля не предполагает наличие у его субъектов государственных полномочий, а их решения носят рекомендательный характер.

Стоит отметить, что объектом общественного контроля является деятельность государственных органов и их должностных лиц по учету общественных интересов, общественного мнения в принимаемых нормативно-правовых актах, решениях, а также в государственных, отраслевых и территориальных программах развития; обеспечению исполнения требований законодательства в сфере защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества; выполнению возложенных на них задач и функций, затрагивающих социальные и общественные интересы; оказанию государственных услуг; реализации соглашений, договоров, проектов и программ, осуществляемых в рамках социального партнерства.

Не является объектом общественного контроля личная жизнь, рабочие записи должностного лица государственного органа, информация, содержащая государственную или иную охраняемую законом тайну, а также конкретные дела и материалы, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда.

Что касается предмета общественного контроля, то ими являются  факты нарушения законодательства государственными органами и их должностными лицами, а также бюрократического и халатного отношения к исполнению ими своих служебных обязанностей, в результате которых нарушены права, свободы и законные интересы граждан, созданы препятствия для реализации гражданами своих прав и свобод, незаконно возложены какие-либо обязанности на человека или он незаконно привлечен к ответственности.

Субъекты общественного контроля в равной степени могут использовать и правовые, и социальные контрольные механизмы. В первом случае субъекты общественного контроля в случае выявления нарушений законности со стороны государственных органов и должностных лиц гражданской службы применяют правовые механизмы, реализуя конституционное право на обращение в различные органы государственной власти для принятия соответствующих мер. В другом случае при обнаружении недостатков в деятельности гражданских служащих контрольное воздействие осуществляется через институт общественного мнения (общественное участие в обсуждении государственных проблем, опросы, анкетирование и т.п.).

Особое место в структуре гражданского общества занимают средства массовой информации. Их миссия состоит, в частности, в адекватном отражении происходящих в обществе перемен, критическом анализе политической, экономической и социальной жизни, контроле за государственной властью, в конечном итоге — защите интересов граждан.

Анализ основных положений Закона Республики Узбекистан "Об общественном контроле" позволяет сделать вывод о том, что эффективный общественный контроль решает задачи  реализации на практике принципов народовластия, приоритета прав человека оптимизации работы органов государственной власти.

Р.АЗХОДЖАЕВА,

докторант Университета мировой экономики

и дипломатии. 

Излеў

Көп оқылған мақалалар

Сыбайлас сайтлар

Қарақалпақстан Республикасы Жоқарғы Кеңеси ҳәм Министрлер Кеңесиниң газеталары.
Қарақалпақстан баспасөз ҳәм хабар агентлигинде 2007-жыл 7-февральда дизимге алынған. Гүўалық № 01-001
Developed by TUIT NF