Еркин Қарақалпақстан Вести Каракалпакстана 00:52:15, 20.10.2018
Хош келипсиз! | RSS
Сайт мазмуны

Кириў усылы

«УМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» — ПУТЬ В БУДУЩЕЕ

В течение недели  команда  Центра переподготовки  кадров  и статистических исследований под руководством  представителя Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан, академика Саидахрора Саидахмедовича Гулямова  в Нукусе  проводила курс занятий для работников регионального статистического управления.

Кроме того, руководитель группы читает лекции в учебных учреждениях  Нукуса  по повышению качества образования, основанного на реализации Стратегии действий по пяти направлениям на 2017-2021гг., современным ИКТ, информационной безопасности, цифровой экономике, международным стандартам  бухучета и аудита. Заслуженный деятель науки Республики Узбекистан, кавалер орденов "Мехнат шухрати" и "Дустлик", доктор экономических наук, ректор Ташкентского государственного экономического университета в 1988-98 гг., министр высшего и среднего специального образования (1998-2004 гг.), вице-президент Академии наук Республики Узбекистан (2006-2010 гг.) — вот неполный послужной список С.Гулямова. Он внес существенный вклад в развитие науки и высшего образования в стране. Сегодня наряду с научной деятельностью, много времени уделяет вопросам организации системы непрерывного "умного образования" с ориентированием каждого ребенка на развитие его природных умственных  способностей. 

Это не первый визит  академика в Каракалпакстан, впрочем, как и в другие регионы страны. Его размышления о будущем страны, взгляды на образование, медицину, семью, носят философский характер.  

— Саидахрор Саидахмедович, Ваши лекции не первый раз собирают большие аудитории,  что Вы думаете о Каракалпакстане, о его кадровом потенциале?

— Потенциал есть, есть  тяга к знаниям, но, это касается, в том числе и сегодняшней системы образования и здравоохранения,  недостаточно инновационных  подходов. Сегодняшние студенты, старшеклассники имеют доступ к различным знаниям, участию в различных конкурсах, в том числе международных, что позволяет им повышать свой уровень и получать практические навыки путем обмена опытом. Кому-то удается достичь определенных высот, они уезжают из страны работать. Однако если говорить о большинстве выпускников, то те не могут использовать полученные знания для благополучия семьи и страны. Эту задачу должны решить сегодня не только вузы, но и общеобразовательные учреждения, внедряя, для этого  использую свои термины, "умное образование" и "умную медицину".  "Умное образование" позволит нашу страну вывести на новый уровень. При переходе на инновационный путь развития страны необходимо увеличивать инвестиции на развитие "капитала мозга". Для этого выпускные квалификационные работы бакалавров и магистерские диссертации должны содержать проблемы технологий, инноваций  и их модернизацию в условиях Узбекис­тана. Обучение в магистратуре    нужно перевести на английский язык. В тестовые испытания необходимо включить все предметы 10-11 классов и установить единый проходной бал, а на первых курсах вузов обучать по единому учебному стандарту, а потом распределять  по специальностям бакалавриата. Магистры обязаны вместе со своим научным руководителем заниматься  модернизацией и завершением внедрения начатых в выпускных квалификационных работах бакалавриата инноваций. И это лишь часть  важных нововведений в образовательные стандарты.

  Сегодня готовится законопроект  об инновационной деятельности, где, в том числе затрагивается вопрос об инновациях в образовании. Свои предложения для него подготовил и я. Надеюсь, что принятие  в последующем этого закона  в корне изменит ситуацию в стране.

— Какие меры должны быть приняты, чтобы как можно быстрее запустить механизм по подготовке высококвалифицированных, конкурирующих на внешнем рынке кадров, но для работы внутри страны? 

— Эту работу нужно начинать с дошкольного возраста, в котором необходимо  развивать индивидуальные способности каждого ребенка, изучать факторы индивидуального развития интеллектуальных способностей, определять область, сферу способностей. Выявляя до 7 летнего возраста направления развития ребенка, их продолжить в школе. Хорошо для этого открывать специальные классы, школы для одаренных. Например, 100 талантливых детей  обучать по отдельным программам  как "100 надежд науки и инновационной экономики Узбекистана", как это делают  в ФРГ, США и других странах.   Нужно вкладывать инвестиции для перевода обычных семей в категорию "умных".

Немаловажную роль играет здесь " умная медицина", которая должна уменьшить скрытый голод каждого ребенка.  Нередко родители обнаруживают, что школа способствует развитию некоторых заболеваний. Так вот для того, чтобы дети могли развиваться,  необходим строгий контроль за их здоровьем или "умная медицина", предусматривающая комплексную заботу о каждой семье, каждого члена этой ячейки общества. Важно  наряду с поисками одаренной молодежи перейти к  с помощью "умной медицины" к научным методам рождения и воспитания в следующих поколениях  "умных детей" и, конечно, здоровых.

Здоровый  организм — это еще один шаг для способствования  освоению знаний, а в дальнейшем  продолжительности средней активной  интеллектуальной и физической жизни человека, каждой семьи. Благополучие государства, его большая ценность — это люди, умные, работающие на благо государству и делающие все для его процветания. 

Беседу вела

И.ПЕТРУШИНА.

Излеў

Көп оқылған мақалалар

Сыбайлас сайтлар

Қарақалпақстан Республикасы Жоқарғы Кеңеси ҳәм Министрлер Кеңесиниң газеталары.
Қарақалпақстан баспасөз ҳәм хабар агентлигинде 2007-жыл 7-февральда дизимге алынған. Гүўалық № 01-001
Developed by TUIT NF