Еркин Қарақалпақстан Вести Каракалпакстана 21:30:57, 21.07.2018
Хош келипсиз! | RSS
Сайт мазмуны

Кириў усылы

А.ШПАДЫ. МНОГОГРАННЫЙ И САМОБЫТНЫЙ ТАЛАНТ

Развитие и рост любого творчества связаны с трудолюбием, настойчивыми действиями, поиском. Интересные результаты бывают только у того, кто неустанно трудится, ищет, непрерывно творит. И тогда творческие замыслы превращаются в прекрасные композиции. На все это уходят годы, за которые набирается большой багаж знаний, опыта.

Одним словом, есть о чем сказать, есть что показывать. Вот таким багажом обладает известный художник Альвина Шпады.  Она связывает свое творчество с народно-прикладным искусством, в частности, искусством каракалпаков. Ее знание различных технических приемов курака, народной вышивки, ткачества, построения узоров, таких как  акбаскуры, кызыл баскуры, есиккас, белжип, керги, каршын, дастурхан, коржын дали толчок для создания интересных художественных композиций. Особое предпочтение отдавала национальному колориту и гармонии. 

Многие годы, посвященные изучению народно-прикладного искусства, отражены во всех гранях ее творчества. По национальности немка, по сути своей, скорее, каракалпачка, она очень любит и ценит историю, традиции, фольклор и прикладное искусство. Глубоко чтит  особенности и своеобразие народного ремесленничества. Ее творчество является частью школы современной живописи каракалпаков, потому что своим трудом и талантом  внесла огромный вклад в развитие каракалпакского искусства в целом.

Альвина Андреевна родилась и росла в Туркменистане. Все, что ее окружало, стало для нее основой интересов. Страсть к рисованию  появилась уже в детстве. Тогда она видела, как ткут богато украшенные ковры, яркие полосатые алаша, как изготавливаются теплые войлочные настилы — кийиз. Восхищалась тонкими узорами вышивки на одежде туркменских женщин. С изумлением слушала звон серебряных ювелирных украшений молодых невесток, которые, мягко ступая по земле, несли на голове высокие тюрбаны, полностью покрытые серебряными и металлическими подвесками. Приехав в г.Нукус после окончания Ташкент­ского театрально-художественного института и затем Московского текстильного института, и получив специальность художника по тканям, она сразу же полюбила этот край с его историей, обычаями, богатыми национальными традициями. Тогда-то и началась настоящая творческая жизнь...

Годы работы в Государственном музыкальном театре в качестве художника-постановщика она относит к периоду учения и исканий. Оформляя такие спектакли, как "Путеводная звезда" К.Яшена, "Овод" Э.Войнич, "Кто виноват?" К.Тулегенова, "Жаворонок" Ж.Асадова и других авторов, ей приходилось изучать историю, этнографию разных стран, костюмы, сюжеты и типажи, каждому образу уделяя особое внимание.

Раскрытие характера персонажа связано не только с мастерством актера, но и правильным выбором костюма, и эта задача возлагается на художника по костюмам и требует определенной ответственности. Интересна и ярка в этом качестве ее работа в художественном фильме "Непокорная" (Узбекфильм, 1981г.) по роману Т.Каипбергенова "Дочь Каракалпакии".

Особо нужно отметить, что А.Шпады — талантливый живописец. Ее работы пронизаны теплыми и добрыми человеческими отношениями — "Матери", "Женщины на поле", "Отдых". На этих полотнах показаны образы женщин — сильных по существу, трудолюбивых и терпеливых по своей природе.

Ее творчество выражено в портретном жанре, пейзаже, натюрморте, тематических композициях. В произведениях "На балконе", "Мой папа", "Осенние цветы", "Пустыня осенью", "Пейзаж с деревьями", "Портрет Бируни", "Натюрморт с кошмой", "Весна в Нукусе" и других отражена  природа.  Ее работы отличаются особой манерой исполнения. Это насыщенность и контрастность в колористическом решении и ограничение свободными контурными линиями темного оттенка. Именно такое расположение цветовых пятен наводит на мысль о декоративности характера живописного письма.

Многие работы А.Шпады находятся в фондах Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.Савицкого. Коллеги и специалисты высоко ценят ее искусство.

Являясь носителем знаний народных ремесел, за годы независимости Альвина Андреевна проделала большую работу по восстановлению в республике народного ткачества и ковроткачества. Она обучила десятки женщин забытым промыслам, передавая им традиционную технику исполнения различных предметов быта, мастерство и тайны народных умельцев — эту  бесценную кладезь, доставшуюся нам от предков.

У.УТЕГЕНОВА,

искусствовед.

Излеў

Көп оқылған мақалалар

Сыбайлас сайтлар

Қарақалпақстан Республикасы Жоқарғы Кеңеси ҳәм Министрлер Кеңесиниң газеталары.
Қарақалпақстан баспасөз ҳәм хабар агентлигинде 2007-жыл 7-февральда дизимге алынған. Гүўалық № 01-001
Developed by TUIT NF