Еркин Қарақалпақстан Вести Каракалпакстана 23:57:49, 17.01.2018
Хош келипсиз! | RSS
Сайт мазмуны

Кириў усылы

СОКРОВЕННЫЕ ТАЙНЫ ДУШИ

В залах Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени Савицкого, как сообщала ранее "ВК" впервые представлена выставка автопортретов и портретов художников из фондов музея под названием "Портрет — зеркало души".

Многие жители Узбекистана, а также гости республики возможно не один раз посещали наш музей, созерцали и восхищались прекрасными картинами, созданными как хорошо известными и признанными, так и малоизвест­ными, авторами. Но сегодня каждый имеет возможность узнать, как выглядел тот или иной художник, создавший тот или иной шедевр.

Выставка посвящена образу творца в изобразительном искусстве и ставит целью раскрыть тему: каким видит себя художник и каким он хочет, чтобы его видели окружающие? Каким он хочет остаться для потомков? Как художники изображали собратьев по цеху? Экспонируются произведения узбекских и российских художников 1920-1960-х годов, большинство из которых зрители увидят впервые. Это портреты и автопортреты А.Волкова, У.Тансыкбаева, В.Марковой, В.Пшесецкой, А.Шевченко, А.Богданова, Н.Кузнецова, К.Редько, В.Комаровского, Р.Мазеля, И.Захарова,  Г.Ечеистова, И.Кудряшева, В.Пестель, сестер Кашиных и многих других.

Каждый художник, создавая автопортрет, ставит определенные задачи. Одни авторы в автопортретах выражают свое самосознание, оценку собственной личности, свои творческие принципы.  Другие — с большой остротой воплощают единство личных и общественных начал — ощущение причастности своей судьбы к судьбам целого общества, поколения. Но очень часто художник прибегает к своему портрету, используя его в качестве наиболее доступной модели для своих художественных поисков и экспериментов.

Автопортреты и портреты художников, экспонируемые на данной выставке, могут послужить ярким примером разнообразных подходов к созданию образа человека, использования многообразия пластических возможностей линии, силы того или иного сочетания цветовых пятен для эмоционального и психологического воздействия на сознание с целью  раскрыть  внутренний мир, сокровенные тайны души портретируемого. 

Например, очень интересно решает данную задачу А.Волков. Работая над образом портретируемого, он старается запечатлеть на полотне сиюминутное состояние души. Показательны в этом плане многочисленные автопортреты. Каждый из них отличается психологической выразительностью, характеристикой одного мгновенного состояния, настроения. Художника интересует множественность лиц и образов, свойственных одному человеку ("Автопортрет") .

"Автопортрет" У.Тансыкбаева 1935 года написан экспрессивно, на сочетании  темных и светлых декоративных тонов. Смелый, дерзкий взгляд исподлобья, пронизывающие насквозь узкие, карие глаза, копна темных сливающихся с фоном волос, дают ощущение бьющей через край энергии молодого человека. Здесь художник предстает как яркая личность со своим непростым духовным миром и характером. 

"Портрет А.Сардана"  выполнен В.Пшесецкой в 1920-е годы, когда она состояла в художественном объединении "Амаравелла", члены которого  раскрывали различные аспекты космоса  в человеческих обликах, в пейзаже и отображении абстрактных образов внутреннего мира. Художник  раскрывает космическую эволюцию человека,  показывает связь человека  с космосом. Он не ставит целью дать достоверный, физически точный портрет. Главное  отобразить духовную устремленность, творческую суть портретируемого. Дело в том, что А.Сардан был художником, который также состоял членом объединения "Амаравелла".

В серии автопортретов В.Марковой  художница предстает  в несколько романтизированном свете. Автор позиционирует себя с  утонченной, поэтичной натурой, и в то же время ее автопортреты передают меланхолию и глубокий драматизм творческой души.

На нашей выставке представлены два автопортрета художника И.Голицына. Собственный облик охарактеризован внимательно и, пожалуй, слегка отчужденно. Художник познает себя, как бы глядя со стороны. Композиция беспокойна, вся в движении, в буре быстрых мазков серебристо-серого цвета, которая создает подвижную густую насыщенную среду, что придает образу художника какую-то загадочность, душевную неуравновешенность и некоторую отрешенность.

Плоскостность и богатая орнаментальность ковра привлекала художника Р.Мазеля.  Эту красоту коврового искусства он использовал во многих своих живописных произведениях. И даже в "Автопортрете во время малярии" мы видим знакомые цветовые ритмы. Резкие, напряженные пятна цвета, наложенные на рисунок лица, сделанный с помощью угловатых линий, придают образу сильную экспрессию, передают душевное напряжение, угнетенность состояния, трагическую глубину.

Не менее интересны и своеобразны произведения остальных художников, представленных на выставке, каждый из которых отличается индивидуальностью и неповторимостью.

Мы приглашаем жителей нашей республики, а также гостей Узбекистана обязательно посетить выставку и получить истинное наслаждение от соприкосновения с прекрасным, от приобщения  к таинствам создания художественных образов.

В.КИМ,

старший научный сотрудник отдела ИЗО Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени Савицкого.

 

Излеў

Көп оқылған мақалалар

Сыбайлас сайтлар

Қарақалпақстан Республикасы Жоқарғы Кеңеси ҳәм Министрлер Кеңесиниң газеталары.
Қарақалпақстан баспасөз ҳәм хабар агентлигинде 2007-жыл 7-февральда дизимге алынған. Гүўалық № 01-001
Developed by TUIT NF