Еркин Қарақалпақстан Вести Каракалпакстана 00:50:39, 19.09.2018
Хош келипсиз! | RSS
Сайт мазмуны

Кириў усылы

КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА

 Предметы народно-прикладного искусства каракалпаков отличаются  оригинальностью и удивительным вкусом. Однако на протяжении долгих лет оно оставалось  малоизвестным, а отрывочные сведения, встречавшиеся в печати, не всегда были верными.

Более конкретное представление о самобытности прикладного искусства каракалпаков стало возможным после создания коллекций, начало которым было положено Каракалпакским филиалом АН Узбекистана в 1959 году и продолжено Государственным музеем искусств Республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого.

Сегодня музей располагает интереснейшей коллекцией народно-прикладного искусства каракалпаков. В нее входят образцы украшений, предметов из дерева и металлов, национальных костюмов, ковровых изделий и других предметов прикладного искусства. В экспозиции размещена юрта — традиционное жилище каракалпаков. Здесь также представлены фотоматериалы, наглядно представляющие традиционный костюм и украшения. Цель экспозиции ознакомить посетителей с шедеврами народно-прикладного искусства, пробудить интерес у населения, особенно у молодежи, к изучению, сохранению уникального наследия каракалпакского народа.

Открывается экспозиция образцами ювелирных изделий. Здесь представлены не только каракалпакские ювелирные украшения, а также узбекские, казахские, туркменские. Традиционно каракалпакские украшения изготовлялись из серебра, реже золота, по единой технологии и устоявшимся художественным канонам, инкрустировались сердоликом, бирюзой, кораллами. Женские украшения подразделялись на головные, нагрудные и наручные.

Ювелирные украшения исполнялись, главным образом, для девушки и невестки. После рождения первого ребенка женщины носили их значительно меньше. Каракалпакские мастера изготавливали украшения- обереги для детей, бляхи для мужских поясов, богато украшали  конскую сбрую. Придерживаясь форм, принятых для многих народов Средней Азии, они умели и в ювелирных изделиях находить своеобразные решения.  Совершенно отказавшись от всякой прямолинейности в очертаниях изделий, стремились к выразительным, непрерывно изменяющимся контурам с завитками, выступами, чаще всего скругленным, без резких углов.

Крупные изделия облегчены ажурными прорезями  в сочетании с бахромой из цепочек, бляшек и бубенчиков. Легкость, пластичная мягкость — особенности, отличающие каракалпакские украшения. Этому способствует и обработка поверхности, все свободные места которой заполняются выразительным четким узором, выполненным чеканкой, часто образующей довольно высокий рельеф. Мастер, нанося штрихи, зачастую глубоко выбирает фон, которому придается большое значение. Скань и зернь образуют, как правило, декоративные высокие пояски и обрамления оправ с сердоликами. Повторялся орнамент редко.

Для ювелирных украшений в основном использовалось серебро в сочетании с сердоликом. Немного позолоты выводилось для выявления узора. Иногда в обрамлении оправ употреблялась бирюза, бахрома украшалась розовым кораллом.

Коллекция предметов конского снаряжения (ає баслы ер, тебинги, дегде), представленная в экспозиции дает яркое и достаточно полное представление о богатстве и художественных достоинствах этой отрасли  народного творчества.

Оригинально оформленная утварь и посуда служили украшением интерьера, являясь показателем состоятельности ее владельца.

Каракалпакские ковровые изделия, по своему художественному оформлению не уступающие ковровым изделиям других народов, представлены двумя типами: ворсовые и безворсовые.

Небольшие ворсовые ковры часто обладают рельефом, при котором фон заглублен по отношению к узору. Большие ковры ткались редко. Основа узорнотканых изделий была всегда хлопчатобумажной. Рельефные ворсовые узоры ткались преимущественно шерстью, а для плоскотканых использовались шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные нити. Поражают тонкостью, четкостью и гармонией исполнения узорнотканые изделия, особенно небольшие, которые ткались очень тщательно.

Особое место в экспозиции занимает традиционный костюм. В противоположность строгой мужской одежде женское платье поражает яркостью и обилием украшений. Весь ансамбль женского костюма отличается спокойствием и сдержанной красотой. Как и любое явление народной культуры, костюм имел множество значений и символов. Со временем выработался сложный комплекс, в котором соединялись польза, красота и духовное начало.

В музее представлены уникальные предметы, которые сохранились до наших дней в единичных экземплярах. Это традиционные головные уборы: сЎікеле и тЈбелик, а также один из элементов традиционного костюма кЈк койлек. СЎікеле являлся обрядовым головным убором. В нем невеста впервые вступает  в аул  будущего мужа. Головной убор соединял в себе лучшие национальные традиции прикладного искусства каракалпаков: высокое мастерство ювелира, тончайшую по технике исполнения и колориту вышивку и необычайно продуманную конструкцию.

ТЈбелик — наглядный образец высокого мастерства каракалпакских ювелиров. Этот головной убор изготовлялся обычно из металла и имел форму круглой плоской шапочки, богато инкрустированной бирюзой и кораллами.

Вышивка использовалась, главным образом, для украшения одежды девушки, невестки и женщины старшего возраста. Они как бы символизировали чистоту юности, силу зарождения новой жизни и мудрость старости. Каждый из них имел образно-цветовое решение и дополнялся строго традиционным комплектом украшений. Темно-синее платье, смягченное красно-малиновой вышивкой с белыми и желтыми вкраплениями, красно-малиновый, часто стеганый халат в мелкую полоску, с вышитыми нарукавниками из красно-черного сукна, золото головных уборов гумис таєыя и тЈбелик, серебро многочисленных украшений — все это создавало образ девичьей силы. То же синее платье и красный халат входили в комплект одежды невестки. Его дополняли головные уборы — киймешек и сЎікеле, накидной халат — жипек жегде и традиционный набор ювелирных украшений.

Пожилые женщины одевались в светлое, в основном из белой хлопчатобумажной ткани: платье — ає кЈйлек, головной убор — ає киймешек, накидной халат — ає жегде, украшенные тонкой, преимущественно малиновой, вышивкой полукрестом.

Каракалпакскую юрту считают одной из наиболее богато украшенных изделий народно декоративного искусства. Снаружи и внутри узорные тканые полосы, ковровые дорожки. Основу юрты составляет деревянная конструкция, состоящая из двустворчатых дверей — ергенек, раздвижных решетчатых стен — кереге, купольных жердей — уіыє, поддерживающих верхний круг — шанарає. Пошаговый процесс сборки юрты отражен в ролике, имеющемся в фильмотеке музея.

Аппликация исполнялась преимущественно на шанаш — длинных трапециевидных мешочках из кожи или белой ткани для муки, крупы, жареного проса. При этом чаще всего использовалось черное сукно. Орнамент геометрический или рогообразный.

Тиснение на коже достигало большой выразительности в подкладках под стремена — тебенги. Они оттискивались в форме или гравировались и обрабатывались небольшими штампами.

Резьба по дереву один из самых древних видов народного ремесла. Она была широко распространена в архитектурном убранстве юрты, в декоративной отделке ее несложного инвентаря. Резьбой покрывали деревянные двери юрты, обкладку очага, сандыє, сабаяє и др.

Резьбой украшали орудия труда, поверхность шкатулок для инструментов и ящики для ножей, ступки для жевательного табака, рамы ткацкого станка (сазап), а иногда тыльную сторону круглых столиков — досок для раскатывания теста (астахта). Резьбой покрывали столбики на арках, хомуты для лошадей и разную утварь.  Сначала, в соответствии с замыслом мастера, прорезался контур рисунка, затем углублялся фон.

Резьба и инкрустация по дереву были широко использованы на дверях юрты — ергенек, шкафчиках и подставках под продукты — сандык и сабаяк, орудиях труда. Инкрустация обычно делалась красным сукном и костью, которые эффектно сочетались с резьбой и придавали вещам праздничность.

Народное прикладное искусство несет в себе огромный духовный заряд, эстетические и нравственные идеалы. Это культурная память народа. Когда  образцы  масскультур  активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение народа, обращение к народно-прикладному искусству, а также шаги, которые сегодня предпринимаются правительством для его возрождения и сохранения, особенно своевременны.

З.КУРБАНОВА, этнограф.

Излеў

Көп оқылған мақалалар

Сыбайлас сайтлар

Қарақалпақстан Республикасы Жоқарғы Кеңеси ҳәм Министрлер Кеңесиниң газеталары.
Қарақалпақстан баспасөз ҳәм хабар агентлигинде 2007-жыл 7-февральда дизимге алынған. Гүўалық № 01-001
Developed by TUIT NF