Указ
Президента Республики Узбекистан
О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
В целях обеспечения наиболее полного и рационального использования богатого потенциала лесных ресурсов республики, дальнейшего совершенствования системы управления лесным хозяйством, повышения эффективности использования земель лесного фонда, внедрения в отрасль передовых научно-технических достижений, модернизации и укрепления материально-технической базы лесных хозяйств, а также активного привлечения иностранных инвестиций и развития экологического туризма:
1. Образовать Государственный комитет Республики Узбекистан по лесному хозяйству с территориальными подразделениями в Республике Каракалпакстан и областях на базе Главного управления лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.
Установить, что Государственный комитет Республики Узбекистан по лесному хозяйству входит в состав комплекса Кабинета Министров Республики Узбекистан по вопросам сельского и водного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции и потребительских товаров.
2. Определить основными задачами и направлениями деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству:
проведение единой государственной политики в сфере лесного хозяйства, направленной на всестороннее расширение и рациональное использование лесных богатств;
разработку предложений по совершенствованию лесного законодательства и осуществление действенного контроля за его соблюдением;
организацию эффективного управления лесным фондом и охраняемыми природными территориями, создание, воспроизводство, охрану и защиту лесонасаждений, рациональное и бережное использование лесов;
разработку и осуществление мер по предотвращению опустынивания, лесовосстановлению и защитному лесоразведению в республике, организацию выполнения работ по созданию противоэрозионных насаждений на горных склонах, в оврагах и на бросовых землях;
ведение строгого учета и изучение лесного фонда, фауны и флоры, внедрение достижений науки и передового опыта в практику ведения лесного хозяйства;
охрану лесов от пожаров, вредителей и болезней, незаконных порубок и других нарушений лесного законодательства;
организацию разработки и внедрения единой системы сертификации и стандартизации посадочного материала декоративных растений;
расширение и развитие в лесных хозяйствах сопряженной хозяйственной деятельности, реализацию мер по производству саженцев, сбору лекарственных трав, организации производства и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, продукции пчеловодства, рыбоводства, животноводства, производства товаров народного потребления;
привлечение в отрасль грантов международных финансовых институтов, широкое развитие экологического туризма;
организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов с высшим и средним специальным образованием в сфере лесного хозяйства.
3. Установить, что:
Государственный комитет Республики Узбекистан по лесному хозяйству является правопреемником по правам и обязательствам Главного управления лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан;
решения Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, хозяйствующими субъектами и гражданами;
председатель Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан.
4. Создать в структуре Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству:
Комитет Республики Каракалпакстан по лесному хозяйству на базе Управления лесного хозяйства Республики Каракалпакстан;
управления лесного хозяйства Бухарской, Джизакской, Кашкадарьинской, Навоийской, Наманганской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Ташкентской и Ферганской областей.
Определить, что Андижанское, Сырдарьинское и Хорезмское государственные лесные хозяйства подведомственны непосредственно Государственному комитету Республики Узбекистан по лесному хозяйству.
Установить, что:
Комитет Республики Каракалпакстан по лесному хозяйству и управления по лесному хозяйству областей подотчетны Государственному комитету Республики Узбекистан по лесному хозяйству и, соответственно, Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей;
председатель Комитета Республики Каракалпакстан по лесному хозяйству назначается и освобождается от должности Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству;
начальники управлений по лесному хозяйству областей, а также начальники Андижанского, Сырдарьинского и Хорезмского государственных лесных хозяйств назначаются и освобождаются от должности председателем Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству по представлению хокимов областей.
5. Образовать в системе Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству Научно-исследовательский институт лесного хозяйства на базе Республиканского научно-производственного центра декоративного садоводства и лесного хозяйства.
Определить основными задачами и направлениями деятельности Научно-исследовательского института лесного хозяйства:
разработку и реализацию единой стратегии развития декоративного садоводства в республике на основе системного изучения потребности внутреннего и внешнего рынков;
проведение научных исследований по возделыванию саженцев декоративных, плодовых деревьев и кустарников, созданию плантаций лекарственных растений, селекции и семеноводству растений, выращиваемых на горных склонах, степных и богарных землях, устойчивых к засухе, болезням и вредителям;
разработку эффективных инновационных методов по улучшению экологического состояния земель лесного фонда, лесорасширению и лесовосстановлению, предотвращению опустынивания, созданию защитных лесоразведений;
разработку и внедрение научных основ и перспективных технологий выращивания посадочного материала декоративных растений;
разработку рекомендаций по отбору видов растений, устойчивых к засухе, вредителям и болезням, районированию декоративных растений с учетом почвенно-климатических условий регионов;
разработку и внедрение научно обоснованных технологий создания противоэрозионных насаждений;
организацию производства импортозамещающих семян лекарственных растений, а также саженцев декоративных, плодовых деревьев и кустарников;
разработку и организацию внедрения единой системы сертификации и стандартизации посадочного материала декоративных растений.
6. Кабинету Министров Республики Узбекистан в недельный срок внести в установленном порядке проект постановления Президента Республики Узбекистан об организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству.
7. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2000 года №УП-2536 "О преобразовании Государственного комитета Республики Узбекистан по лесу в Главное управление лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан".
8. Государственному комитету Республики Узбекистан по лесному хозяйству совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
9. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и государственного советника Президента Республики Узбекистан Голышева В.А.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ.
Город Ташкент, 11 мая 2017 года.
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Узбекистан
"О создании Государственного комитета Республики Узбекистан
по лесному хозяйству" и постановлению Президента Республики Узбекистан "Об организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству"
Лесное хозяйство республики отличается богатым разнообразием растительного и животного мира, в том числе ценных декоративных, плодовых деревьев и лекарственных растений. На сегодняшний день более 300 видов растений и 180 видов животных лесного фонда внесены в Красную книгу.
После обретения независимости в Узбекистане был осуществлен широкий комплекс реформ в сфере лесного хозяйства, в результате которых объем земельных площадей лесного фонда в нашей республике заметно возрос. В настоящее время этот показатель составляет уже 25,2 процента всех земель, тогда как в первые годы независимости земли государственного лесного фонда не превышали и 5,3 процента от общего количества земель.
Вместе с тем управление лесным фондом республики осуществляется несколькими государственными организациями, что не соответствует принципу проведения единой государственной политики по их эффективному использованию.
Кроме этого, морально устаревшая и физически изношенная материально-техническая база отрасли, недостаточность проводимых работ по ее модернизации, привлечению в отрасль грантов международных финансовых институтов и донорских организаций, необеспеченность отрасли квалифицированными специалистами, наличие в лесном законодательстве норм, не имеющих практического наполнения и механизма реализации на практике, также затрудняют развитие отрасли, в том числе в части ведения деятельности по разведению, защите и эффективному использованию лесов.
В целях обеспечения эффективной реализации государственной политики, совершенствования системы государственного управления в сфере лесного хозяйства, рационального использования лесных ресурсов, а также для решения других задач, предусмотренных в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в Год диалога с народом и интересов человека, устранения существующих в отрасли проблем и дальнейшего развития лесного хозяйства приняты Указ Президента Республики Узбекистан "О создании Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству" и постановление Президента Республики Узбекистан "Об организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству".
Принятыми документами предусматривается совершенствование структуры управления отраслью путем преобразования Главного управления лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан в самостоятельный Государственный комитет Республики Узбекистан по лесному хозяйству.
В целях совершенствования организации и повышения эффективности управления лесным фондом на территориальном уровне, в том числе в части деятельности по разведению, защите лесов и их рациональному использованию, предусмотрено создание Комитета Республики Каракалпакстан по лесному хозяйству и управлений лесного хозяйства Бухарской, Джизакской, Кашкадарьинской, Навоийской, Наманганской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Ташкентской и Ферганской областей.
Кроме того, Угам-Чаткальский государственный национальный природный парк и входящие в его состав Чаткальский государственный биосферный заповедник, Ахангаранское и Бурчмуллинское лесные хозяйства переданы из ведения хокимията Ташкентской области в ведение Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству.
Также в целях внедрения научных разработок, рекомендаций и инновационных технологий в области лесного хозяйства в структуре Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству предусмотрено образование Научно-исследовательского института лесного хозяйства на базе Республиканского научно-производственного центра декоративного садоводства и лесного хозяйства.
Указанными документами определены основные задачи и направления деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству.
Наряду с ранее возложенными задачами на Государственный комитет Республики Узбекистан по лесному хозяйству возлагаются дополнительные задачи по внедрению единой системы сертификации и стандартизации саженцев и посадочного материала вновь созданных сортов декоративных растений, организации выращивания, переработки сельскохозяйственной и животноводческой продукции, налаживанию производства товаров народного потребления, в том числе с высокой добавленной стоимостью, привлечению грантовых средств международных финансовых институтов в данную отрасль, совершенствованию обеспечения организаций отрасли лесного хозяйства квалифицированными кадрами высшего, среднего и младшего звена.
Важное значение для дальнейшего развития лесного хозяйства в ближайшей перспективе имеют утвержденные:
Программа мер по эффективной организации деятельности лесных хозяйств, внедрению в отрасль передовых научно-технических достижений, обновлению материально-технической базы, дальнейшему усилению привлечения в отрасль грантов международных финансовых институтов и донорских организаций на 2017-2021 годы;
мероприятия по расширению площадей (реконструкции) лесов, производству саженцев, сбору лекарственных трав, предоставлению площадей под выпас скота и производство сельскохозяйственной продукции в 2017-2019 годах в разрезе Республики Каракалпакстан и областей, а также по каждому государственному лесному хозяйству;
Прогнозные параметры выращивания лесными хозяйствами сеянцев и саженцев декоративных и плодовых деревьев в 2017-2021 годах, в том числе унаби, лимонов и грецких орехов.
При разработке мероприятий особое внимание уделено вопросам увеличения в предстоящие три года сельскохозяйственной продукции, производства продукции пчеловодства, рыбоводства, животноводства, а также товаров народного потребления.
При этом конечной целью проводимых работ являются создание новых лесов на землях государственного лесного фонда, в том числе на территориях пустынь и степей, восстановление защитных лесопосадок вокруг сельскохозяйственных посевных земель, формирование практической базы для улучшения экологической среды в республике.
Уделено особое внимание и вопросам стимулирования выращивания фисташек в республике с плановым расширением площадей фисташковых плантаций, организацией поставки населению, дехканским и фермерским хозяйствам в требуемых количествах качественных саженцев фисташек.
Отмечено, что увеличение выращивания фисташек не только способствует сокращению импорта фисташек и экономии валюты, но и снижению рыночных цен на данный вид орехов, более полному удовлетворению потребностей населения.
Принятыми документами предусмотрен пересмотр государственных образовательных стандартов среднего специального, профессионального и высшего образования, учебных планов и программ в части подготовки квалифицированных специалистов для системы лесного хозяйства, обращено внимание на подготовку кадров в профессиональных колледжах, разработку новых учебников с учетом современных требований, на укрепление профессиональных колледжей, осуществляющих подготовку кадров для лесных хозяйств, квалифицированными преподавателями, имеющими специальное профильное образование.
В принятых документах поручено оказывать содействие и усилить контроль за трудоустройством выпускников профессиональных колледжей, осуществляющих подготовку кадров для лесного хозяйства, непосредственно по избранной специальности.
Принято решение о закреплении профильных профессиональных колледжей за конкретными государственными лесными хозяйствами для обеспечения тесной связи учебного процесса с производством, формирования необходимой учебно-производственной базы.
Реализация Указа и постановления позволит:
повысить эффективность государственного управления государственным лесным фондом республики, поднять деятельность отрасли на качественно новый уровень;
обеспечить более рациональное и бережное использование лесных ресурсов, а также их воспроизводство, широкое внедрение системы разведения, защиты и эффективного использования лесов, расширение плантаций по выращиванию в промышленных масштабах декоративных и плодовых деревьев и кустарников;
повысить эффективность работы по созданию новых сортов саженцев декоративных деревьев и кустарниковых растений, приспособленных к почвенно-климатическим условиям регионов республики, разработке научно обоснованных перспективных технологий, созданию новых, пригодных для экспорта сортов саженцев, налаживанию селекционной работы;
более эффективно использовать потенциал лесного фонда, улучшить экологическое состояние территорий, получить дополнительные доходы и создать новые рабочие места;
создать предприятия, специализирующиеся на культурном выращивании лекарственных растений, их глубокой переработке;
насытить потребительский рынок сельскохозяйственной продукцией, включая продукцию пчеловодства, рыбоводства, животноводства, а также товарами народного потребления.