Еркин Қарақалпақстан Вести Каракалпакстана 10:29:33, 04.07.2020
Хош келипсиз! | RSS
Сайт мазмуны

Кириў усылы

КАК ПРАЗДНОВАЛИ НАВРУЗ НАШИ ПРЕДКИ В ДРЕВНОСТИ?

Наступает всеми любимый общенародный праздник весны и обновления природы Навруз. Все деятельно готовятся к нему, предвкушая радостные моменты его встречи. Уже многие варят традиционный сумаляк, другие покупают его на базаре, где сумаляк начали продавать задолго до праздника. В махаллях, как водится, готовят огромные общественные котлы для плова и других лакомых блюд, чтобы отмечать праздник коллективно, всем миром.

Сейчас в нашей стране люди хорошо информированы об истории и происхождении Навруза, о связанных с ним ритуалах и обрядах, о том, что в былые времена Навруз знаменовал наступление нового календарного года и т.д. Но не всем известно, как происходило его празднование тысячелетия назад, когда он только возник за столетия до нашей эры и стал входить в повседневный обиход. Путем внимательного изучения письменных источников минувших поколений, культурного наследия и искусства предков (настенных рельефов и росписей) можно получить верное представление о том, каков был Навруз в далеком прошлом.  Новый свет на историю Навруза пролили и недавние находки так называемой "картинной галереи" на городище Акшахан-кала и Казаклы-яткан в Ташкирманском оазисе. Все это дополняется сведениями из произведений Беруни, Навои, Фирдоуси, Наршахи, а Омар Хайям посвятил Наврузу целый труд под названием "Навруз-наме". Поэтому мы в состоянии восстановить, если не в деталях, то хотя бы схематически общую картину тех празднеств.

Прежде всего, это был официальный государственный праздник, тесно связанный с зороастризмом,  и его отмечали не только низы, но и верхи, то есть все социальные слои тогдашнего общества на всех уровнях. Так, согласно источникам, первого числа месяца фарвардин по солнечному зороастрийскому календарю (ныне дата соответствует первому хамаля современного календаря, используемого в мусульманских странах) царь Хорезма устраивал по случаю Навруза торжественный прием в своем дворце. Сидя на роскошном троне, царь принимал поздравления и подарки от выборных представителей шести сословий страны: духовенства (жрецов-мугов), родовитой знати, военного сословия (называемого витязями-героями), ученых мужей, ремесленников и купцов, крестьянства. Вот как описывается эта церемония: "Воссев на трон, собрал царь украшенья, какие только не зажглись каменья! Придя к царю, весь мир склонился ниц, дивились люди счастью без границ. Бросали яхонты бесценные к ногам владыки, Навруз ведь наступил прекрасноликий". После завершения приема царь в свою очередь одаривал ценными дарами почетных гостей и со свитой переходил на открытую галерею дворца, где он принимал военный парад подчиненных и союзных племен и народов. Так, хорезмийцы, закованные в чешуйчатые и пластинчатые панцири, были вооружены знаменитыми хорезмийскими дальнобойными луками и стрелами, доказавшими высокую эффективность в бою. Воины из племен саков-тиграхауда, саков хаумаварка и саков-тиай-тара-дарайя имели при себе короткие мечи-акинаки и другое военное снаряжение кочевников. Темнокожие наемники из Индии тоже были вооружены по обычаям своей страны булавами и шестоперами. Особо выделялись среди проходившего воинства массагеты в своих остроконечных шапках из плотного войлока, вооруженные выпуклым круглым щитом, акинаками, секирами и небольшими луками. Парад завершала царская гвардия в сверкающих металлических доспехах, оснащенная копьями и мечами. Затем все почетные гости вместе с царем и придворными шли в огромную трапезную, где накрытые столы ломились от изысканных яств и даров природы. Во время пиршества музыканты и танцовщицы развлекали пирующих, услаждая их взор и слух песнями, танцами и музыкой. Все происходившее можно кратко охарактеризовать словами Фирдоуси: "Так празднично проходит Новый год, в тот день народ от тягот отдохнет".

Так же весело отмечали этот праздник и другие жители страны. Люди в новых нарядных одеждах устраивали массовые гуляния, посещали праздничные базары, куда съезжались музыканты, борцы, канатоходцы, скоморохи-маскарабозы и т.д., веселившие народ своими выступлениями и забавными выходками. Происходили также ритуальные поединки силачей, борцов-пахлаванов, состязания поэтов и острословов. В домах пекли баурсаки, готовили обрядовое блюдо - сумаляк, дарили друг другу подарки. В числе подарков были и терракотовые фигурки, изображавшие популярных божеств Сиявуша и Анахиту, всадников, животных и птиц, носивших культовый характер и символизировавших добрые пожелания. Такие фигурки специально изготовлялись к Наврузу и ежегодно заменялись новыми.

В дни Навруза (а в те времена его отмечали целую неделю) было принято прощать друг другу взаимные обиды и заниматься благотворительностью. Если в дни праздника кто-то умирал, то траурные мероприятия переносились на послепраздничное время. На Навруз также даровали помилование и выпускали из тюрем людей, наказанных за нетяжкие преступления. Поскольку Навруз знаменовал приход весны и начало земледельческих работ, то в сельской местности торжественно проводили соответствующие мероприятия и обряды. Главным из них было проведение первой борозды в поле, что выполнял самый старый и уважаемый в селе человек. Перед выходом в поле рога и шею быков, проводивших вспашку, до блеска смазывали маслом. В этом ритуале принимал участие и сам царь, который шел за быком с позолоченными рогами и тем самым как бы открывал сезон весенне-полевых работ. Этот обычай сохранялся до наших дней в монархиях Персидского залива, где в древности был распространен зороастризм (Иран, Афганистан и др.) до их свержения в 70-х годах ХХ века.

Как видно из вышеописанных событий, многое из того, что делали наши предки в дни Навруза, существует и сегодня. И это яркое свидетельство преемственности в наши дни культуры и традиций народа, составляющих основу нашей духовности и миропонимания.

И.МУСИН

Излеў

Көп оқылған мақалалар

Сыбайлас сайтлар

Қарақалпақстан Республикасы Жоқарғы Кеңеси ҳәм Министрлер Кеңесиниң газеталары.
Қарақалпақстан баспасөз ҳәм хабар агентлигинде 2007-жыл 7-февральда дизимге алынған. Гүўалық № 01-001
Developed by TUIT NF