Еркин Қарақалпақстан Вести Каракалпакстана 22:52:41, 22.09.2019
Хош келипсиз! | RSS
Сайт мазмуны

Кириў усылы

"Главная задача — защита интересов ЛЮДЕЙ"

В своем докладе от 14 января  2017 года на расширенном  заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2016 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год, Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев отметил: "Самый главный приоритет — реализация Государственной программы "Год диалога с народом и интересов человека", последовательное воплощение в жизнь благородной идеи "Интересы человека — превыше всего".

Именно защита интересов человека — основная задача деятельности народных приемных, Виртуальной приемной Президента Республики Узбекистан в Республике Каракалпакстан в областях и городе Ташкенте, в каждом районе и городе, в каждом государственном органе и организациях.

Согласно проводимой в портале статистике, жителями Республики Каракалпакстан за данный период подано в Виртуальную приемную Президента 9563 обращения. В то же время в Комитет по конкуренции Республики Каракалпакстан перенаправлено 51 обращение. Из них,  по вопросам выделения земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в т.ч. выделения жилья — 24, предоставления  зданий и строений по "нулевой" выкупной  стоимости для занятия предпринимательской деятельностью — 10, нарушений в сферах торговли — 5,  коммунально-жилищной — 2,  аптечных учреждениях — 1, завышенных цен на сжиженный газ "пропан" на автогазозаправочных станциях — 2 и  по другим сферам — 5.

Как видно из приведенных цифр, наибольшее количество обращений приходится  на вопросы выделения земельных участков для индивидуального жилищного строительства и выделения жилья (всего 24 обращения).

Действующим законодательством Республики Узбекистан закреплено, что  выделение земельных участков для индивидуального жилищного строительства  и выделение жилья для проживания граждан входит в компетенцию местных органов власти, т.е. хакимиятов.

В соответствии с данными законодательными нормами, направленные на наш адрес обращения граждан немедленно были переадресованы и отправлены в хакимияты города Нукуса и районов республики, но это заняло время.

Приведенный выше пример является одним из свидетельств все еще имеющейся определенной нехватки у граждан правового сознания, знаний норм законодательства в этой сфере.

Порядок обращения  в государственные органы в Узбекистане регламентируется Законом "Об обращениях физических и юридических лиц". В соответствии с этим  документом физические и юридические лица, в т.ч. лица без гражданства и иностранные граждане имеют право обращаться  в государственные органы, обращения  реализуются добровольно, никто не может быть принужден участвовать в действиях в защиту какого-либо обращения либо против него, осуществление права на обращение не должно нарушать  права, свободы и законные интересы других физических и юридических лиц, а также интересы общества и государства.

Статьей 5 Закона установлено, что обращения  могут быть в виде заявлений, предложений и жалоб, и дается подробное разъяснение каждого из этих понятий. Статья 6 излагает требования к подаваемым обращениям. Так, в обращении физического лица должны быть указаны фамилия, имя, отчество, сведения о месте жительства и изложена суть обращения. В обращении юридического лица должны быть указаны полное наименование юридического лица, сведения о местонахождении (почтовом адресе) и изложена суть обращения. Обращения могут подаваться на государственном и  других языках. Данная статья исключает принятие к рассмотрению анонимных обращений. Законом также предусматривается  и подробно оговаривается ответственность госорганов за работу с обращениями, порядок их рассмотрения.

Немаловажное значение имеют  и сроки рассмотрения обращений. Частью 1 статьи 19 данного Закона установлено, что "заявление или жалоба рассматриваются в течение пятнадцати дней со дня поступления в государственный орган, который обязан разрешить вопрос по существу, а когда требуется дополнительное изучение и  (или) проверка, запрос дополнительных документов — в срок до одного месяца". Частями 2 и 3 данной статьи Закона предусмотрены сроки рассмотрения обращений в исключительных случаях (проведение проверки, истребование дополнительных материалов, дополнительное изучение и др.).

Вроде бы все ясно, однако, здесь уместен вопрос: входит ли в полномочия данного органа решение поставленных в обращении проблем? Статьей 18 Закона регламентирован порядок рассмотрения вопроса о подведомственности и передачи на рассмотрение поставленных проблем. Но обратившийся  теряет драгоценное время, а уполномоченный орган — оперативность реагирования.

В соответствии, со статьей 4 данного Закона обращения могут быть поданы в устной, письменной и электронной форме. На практике это означает, что в устной форме обратиться можно по "телефонам доверия" либо записавшись на личный прием. Графики приема граждан руководителями государственных органов и учреждений должны быть размещены  на видном  месте при входе в здание данного органа. Письменные обращения могут быть поданы  при личном вручении, а также при пересылке по почте. Обращения в электронной форме могут быть поданы через Единый портал интерактивных услуг либо через официальные сайты госорганов. При этом, согласно части 5 статьи 5 Закона все перечисленные формы обращений рассматриваются по единым правилам и имеют одинаковую юридическую силу.  Частью 7 статьи 6 Закона установлено требование, согласно которому "... к обращениям, поданным через представителей обращающихся физических и юридических лиц, прилагаются документы, подтверждающие  их полномочия" (доверенность). Пунктом 2 части 1 статьи 20 Закона предусмотрено, что "... рассмотрению не подлежат обращения, поданные через представителей физических и юридических лиц при отсутствии документов, подтверждающих  их полномочия".

В данной статье я также хочу обратить внимание читателя на один немаловажный вопрос, с которым сталкивается практически любой из обращающихся в соответствующие органы гражданин. Я имею в виду уровень инстанций.

Следует учесть, что если начинать с высших инстанций, а для реального решения этой проблемы им все равно придется изучать ситуацию на месте, то вы потеряете время. Так не проще ли будет сначала самолично поговорить  с руководителем, начальником, директором (это также обращение, оно имеет аналогичную юридическую силу и порядок его рассмотрения  одинаков). Если на этом этапе ситуация решена не будет, то обратиться в непосредственные вышестоящие организации либо правоохранительные или  контролирующие органы  на местах.

Прошу читателей правильно меня понять. Я не призываю  отказаться от обращений в высшие инстанции, это право каждого гарантировано Законом. Однако основываясь на немалом жизненном опыте и многолетней юридической практике, изучая и ежедневно применяя нормы действующего законодательства страны, анализируя поступающие в Комитет обращения граждан, в том числе и направленные в высшие инстанции, я пришел выводу — подавляющее большинство обращений можно было бы решить на местах, без обращения "на верха" ...

Еще на заре независимости, в своей речи на сессии Верховного Совета Республики Узбекистан 8 декабря 1992 года, при принятии Конституции страны  наш Первый Президент И.А.Каримов сказал: "Государство, его институты, должностные лица ответственны перед обществом и гражданами. Теперь человек, его жизнь, свобода, достоинство, честь и другие неотъемлемые права и свободы  считаются  священными и их защита гарантируется государством".

Об ответственности каждого за будущее нашей Родины Президент страны Ш.Мирзиђев на упомянутом в начале статьи заседании Кабинета Министров отметил: "Мы часто ссылаемся на различные сложные условия. Но давайте зададим себе вопрос: а кто должен изменить для нас эти обстоятельства? Не мы ли сами своим самоотверженным трудом, интеллектуальным и духовным потенциалом? Разумеется, никто со стороны для нас этого не сделает". И этот призыв главы государства  адресован всем нам. Сильное государство формируется в результате вклада в его становление труда каждого гражданина.

Ф.КАРИМБАЕВ,

начальник юридического отдела Комитета по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции Республики Каракалпакстан.

Излеў

Көп оқылған мақалалар

Сыбайлас сайтлар

Қарақалпақстан Республикасы Жоқарғы Кеңеси ҳәм Министрлер Кеңесиниң газеталары.
Қарақалпақстан баспасөз ҳәм хабар агентлигинде 2007-жыл 7-февральда дизимге алынған. Гүўалық № 01-001
Developed by TUIT NF