Еркин Қарақалпақстан Вести Каракалпакстана 20:45:42, 18.10.2019
Хош келипсиз! | RSS
Сайт мазмуны

Кириў усылы

МАГИЯ ТРАДИЦИЙ

В традиционной культуре каракалпаков сохранились различные представления, обычаи и обряды, связанные с одеждой и украшениями. Отдельные предметы одежды, по представлениям каракалпаков, наделялись сакральной силой, которая могла противостоять злым силам, способствовать сохранению здоровья и благополучия.

Существовала система представлений, где предметы одежды выполняли защитные функции. С помощью различных магических действий, как верили каракалпаки, можно было обеспечить продление рода, защиту от болезней и несчастий.

Бытовал такой обычай. Бездетная женщина стремилась получить предмет одежды многодетной матери. По представлениям каракалпаков, через эту одежду она перенимала способность рожать от бывшей владелицы и в будущем могла иметь много детей.

Подобные поверья были широко распространены не только у сель­ских, но и у городских жительниц. Еще в недавнем прошлом бездетные каракалпачки пытались избавиться от бесплодия примеркой 40 (сакральное число) видов одежды либо на базаре, где продаются платья, традиционные халаты (шапан) и другая одежда, либо хитростью у подруг, чтобы они не заметили этого.

Охранительные свойства одежды имеют место в послеродовых ритуалах. Раньше у каракалпаков, сразу после родов, ребенка заворачивали в одежду родителей. Считалось, что одежда родителей будет охранять или защищать новорожденного от различных бед.

Иногда из одежды родителей младенцу шили первую рубашку, вернее из ее лоскутков, из них же шилась шапочка. Делали это по двум причинам: во-первых, мягкая, стираная много раз материя не раздражает нежную кожу младенца и, во-вторых, одежда родителей несла в себе магическую силу, способную заслонить неокрепшего маленького человека, уберечь от порчи и сглаза.

Важное место в верованиях каракалпаков занимает вера в губительное действие сглаза. В случаях, когда в семье часто умирали дети, главной причиной считали сглаз. Через несколько дней после рождения ребенка, одна из старших родственниц шила новорожденному первую рубаху ийт койлек из лоскутков, собранных из разных домов. Эти куски ткани собирали не менее чем из семи домов.

Шился ийт койлек вручную. К рубашке пришивались клинья треугольной формы — шабыу, так как вся одежда по традиции шилась с клиньями. Подол и концы рукавов не подшивались также с той целью, чтобы швы не вызывали неприятных ощущений у малыша. Ийт койлек  должен был быть свободного покроя, тогда, мол, и жизнь у ребенка будет полна достатка. Если он  будет узким и тесным, то в будущем ребенок будет испытывать недостаток.

Одним из действенных приемов от сглаза являлся лоскуток одежды пожилого человека. Лоскут прикреплялся на самом видном месте — к шапочке, верхней одежде ребенка. Он не только спасал от сглаза, но также должен был обеспечить ребенку долгую жизнь.

Ряд обрядов, связанных с колыбелью (бесик) бытует по сей день. Обычно бесик покрывают одеждой. В зависимости от того, какие качества хотят передать ребенку, одежду такого человека и вешают на колыбель. Одежда, по представлениям каракалпаков вбирала в себя личностные качества хозяина.

Так, в старину перед родами, роженица переодевалась в одежду многодетной женщины. Производилось это для того, чтобы перенять продуцирующую силу рожавшей женщины.

Существовали особые запреты, касающиеся женской одежды. Для замужней женщины обязательным атрибутом считался головной платок, без которого она не должна была показываться не только посторонним, но и мужской части семьи. Голова женщины должна была быть всегда покрытой платком. Таковыми были все ритуальные предметы одежды саукеле (головной убор невесты), киймешек (головной убор молодой женщины).

Некоторые виды одежды наделялись лечебными свойствами. Например, бытовало такое представление, что традиционное свадебное платье кок койлек лечит от коклюша. Это платье было не во всех семьях, поэтому его в лечебных целях часто одалживали.  Почему лечили именно им? Возможно, это связано с  цветом, "кок" — синий. В народе существовало поверье, что этот цвет наделен магическими свойствами.

Наиболее ярко магические функции одежды выражены в традиционных украшениях, которые являются неотъемлемой частью костюмного комплекса. Помимо эстетического назначения ювелирные украшения каракалпачек несли в себе магические функции: охранительную, лечебную, продуцирующую. Они сопутствовали женщине всю ее жизнь, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Сначала это были простые украшения-обереги. По мере взросления девочки они усложнялись, увеличиваясь в количестве. Наибольшее количество украшений женщина надевала во время свадебной церемонии и в первые годы замужества. В этот период, по представлениям каракалпаков, женщина была наиболее уязвима. Весь смысл носимых ею украшений был связан с оберегающей силой, призванной защитить ее.

Материалом для изготовления ювелирных украшений служили металлы — серебро (гумис), редко золото (алтын) и бронзовый сплав (кола). Наиболее популярным среди населения являлось серебро. Считалось, что звон серебра отгоняет злых духов.

Камням, используемым при декорировании украшений, издавна уделялось особое значение. Их наделяли целебными и лечебными свойствами.

У каракалпаков, как и других восточных народов, камни наделялись удивительными свойствами. В каракалпакских украшениях камни именуются словом "тас" — камень, "куз" — глаз или "кас" — бровь. Как отмечают исследователи, подобное сравнение не случайно, вставки из камня представлялись, как всевидящее, стерегущее око, наделялись чудодейственной силой.

Для вставок использовались цветные камни — сердолик хасылтас, бирюза пируза, а также морские ископаемые — кораллы маржан, перламутр меруерт, раковины каури жылан бас. Часто ювелиры использовали различные имитации вышеназванных камней из стекла.

Наиболее популярным камнем, используемым в женских украшениях каракалпачек, являлся сердолик. Раньше во всей Центральной Азии этот камень ценился наравне с лучшими драгоценностями. В народе верили, что сердолик предохраняет человека от многих заболеваний. Его называли еще камнем благоденствия и радости. Сердолик использовали в украшении головных уборов саукеле, тобелик, нагрудных украшений хайкел, шартуйме, браслетах, кольцах.

Хайкел представлял собой плоский прямоугольник с роговидными ответвлениями в верхней части и подвесками в нижней части украшения. На его лицевой стороне располагались крупные сердоликовые вставки от 3 до 9, которые в народе называли хайкел кас — "брови" украшения. Сердолику на хайкел придавали сакральное значение. По поверьям каракалпаков он являлся талисманом.

Нагрудное украшение шартуйме, имеющее крестовидную форму, также украшалось сердоликом. На нем располагалось обычно пять оправ  с сердоликом, а иногда с бирюзой. Оправы располагались одна в центре и четыре по сторонам креста. Его форма, предполагают,  связана со  сторонами света или четырьмя основными элементами жизни  — воздухом, землей, водой и огнем.

Весьма популярны были у населения кораллы. О магических свойствах коралла известно множество легенд. Его считают талисманом для женщин и детей, амулетом, который охраняет от бед и горя. Кроме того, у каракалпаков существовало поверье, что если носить кораллы, то они обеспечат их обладательнице большое потомство. Обильно украшался кораллами сау­келе — обязательный элемент свадебного наряда невесты.

Один из распространенных камней на всей территории Средней Азии — бирюза.

С бирюзой в народе связано огромное количество поверий.  Она приносит радость и хорошее настроение  ее обладателю. С давних времен бирюза считается символом чистоты и непорочности. Возможно, поэтому ею украшались свадебные головные уборы каракалпачек саукеле и тобелик, а также свадебные браслеты куйма гумис билезик (литой серебряный браслет). Обычно на браслете располагалось от 8 до 12 гнезд со вставками.

Помимо камней ювелирные украшения каракалпаков декорировались узорами, в которых отразились различные верования, магические обряды и культы.

Многочисленные подвески, в виде лепестков, издающие мелодичный звон, были призваны отгонять злых духов. Кроме того, листики, бутоны, зерна, по верованиям древних людей, должны были усиливать репродуктивную роль женщины. Большое количество подвесок имели старинные серьги  халкаплы сырга, длинная цепочка которых, проходящая под подбородком от одного уха к другому состояла из ромбовидных подвесок, мелких деталей в виде лепестков, дутых шариков и пр. Свое название серьги берут от каракалпакского халка подвеска.

Еще одно украшение молодых каракалпачек онгирмоншак, название  которого происходит от каракалпакского "онгир" — нагрудная часть. Орнаментальные мотивы геометрического характера, в частности, ромб, треугольник символизировали  женское начало. Они также выполняли сакрально-магическую функ­цию и являлись оберегами. В дет­ских украшениях треугольник выполнял охранно-магическую функцию. Таковым является украшение тумарша от каракалпакского "тумар" талисман, амулет.

Изображение животных или частей их тела также имело сакральный смысл. У каракалпаков магическими свойствами наделялись рога, клыки, когти животных и птиц. Поэтому в орнаменте ювелирных изделий часто встречается изображение стилизованных рогов, когтей животных. Практически все каракалпакские хайкел имеют роговидную верхнюю часть.  Изображения голов рогатых баранов, символизирующих плодовитость, благополучие, расположены в височной части саукеле, среди кораллов. Они также служат охранителем от враждебных сил.

В традиционном быту каракалпаков различного рода представления и обряды, связанные с одеждой и украшениями занимали и продолжают занимать значительное место. Охранно-магическая функция некоторых видов одежды, украшений и камней, вставленных в них, сохранялась у каракалпаков на протяжении длительного времени. Несмотря на то, что постепенно некоторые оберегающие функции их отмерли, превратившись в декоративные, в целом, они до сих пор продолжают сохранять свой сакральный смысл.

З.КУРБАНОВА,

старший научный сотрудник-исследователь Каракалпакского НИИ гуманитарных наук КК отделения АН РУ.

Излеў

Көп оқылған мақалалар

Сыбайлас сайтлар

Қарақалпақстан Республикасы Жоқарғы Кеңеси ҳәм Министрлер Кеңесиниң газеталары.
Қарақалпақстан баспасөз ҳәм хабар агентлигинде 2007-жыл 7-февральда дизимге алынған. Гүўалық № 01-001
Developed by TUIT NF